Рубрики
Статьи

«Viberi» — Версия для печати

«Viberi» — Версия для печати
«Viberi» — Версия для печатиНа мировой рынок выходят десятки проектов, основанных на российских технологиях и движимых предпринимателями-россиянами. Например, для участия в конкурсе в рамках второго форума Russian Tech Tour было заявлено более 200 хайтек-проектов, 24 из которых демонстрировались вживую приехавшей в Россию группе глобальных инвесторов. Среди проектов: InfoWatch (проект Натальи Касперской), iiko (решения для управления ресторанным бизнесом), Movavi (пользовательские приложения для работы с цифровым видео), Evernote (внешняя память), Softkey (дистрибуция цифрового контента) и другие. Как минимум половина этих проектов имеет серьезные планы на международное развитие, по меньшей мере две сделки уже закрыты. По многим идут активные переговоры с инвесторами. Еще 5–10 лет назад представить, что российские венчуры будут выходить на международную арену, было сложно. А сегодня это тренд – слабый, малозаметный, но тренд. Подпитывается этот тренд и ростом предложения рискового капитала. В течение последних двух-трех лет на рынке появились как новые российские команды – участники венчурного рынка с миллиардами долларов («Тройка Диалог», «Альянс Росно», РВК, «Онэксим», «Роснано», «Лидер», Almaz Capital), так и иностранные игроки (Index, Accel, DFJ). И это в ситуации, когда еще совсем недавно масштаб ежегодных венчурных инвестиций в стране оценивался лишь в десятки миллионов.Однако Россия как место ведения бизнеса проигрывает и еще долго будет проигрывать развитым странам по размерам внутреннего рынка, по качеству инфраструктуры и деловой среды, по стоимости брэнда «made in Russia», в конце концов. В своей совокупности эти факторы делают жизнь российского высокотехнологичного стартапа гораздо более сложной. Решение задачи по выводу российской компании на мировой рынок по плечу лишь героям. Внешнее финансирование для российских венчуров – все еще редкость. В той узкой части рынка, где все же работает модель внешнего финансирования, доминирование в последние годы перешло к российским институциональным инвесторам, в основном специализированным. Что касается иностранных инвесторов, то они занимают около 20% по количеству проектов и до 40% по объему инвестиций.Очень значимый, но практически не поддаю­щийся исчислению объем капитала на рынок приносят бизнес-ангелы – индивидуалы, инвестирующие свои собственные деньги на свой страх и риск – очень важный, в значительной степени уникальный источник умных денег. По разным оценкам в России насчитывается от нескольких сотен до нескольких тысяч бизнес-ангелов, располагающих капиталом от нескольких сот тысяч до нескольких десятков миллионов долларов каждый. Наиболее серьезную силу представляют успешные технологические предприниматели, часть из которых целиком посвящает себя инвестиционной деятельности, завершив предпринимательскую карьеру, часть – пытается совмещать. Некоторые из них – вполне открытые рынку люди: Феликс Мучник (Softkey), Сергей Белоусов (Parallels), Игорь Устинов («Бука»), Александр Галицкий (Almaz Capital). Большая же часть предпочитает работать, не привлекая к себе особого внимания.Поток инвестиций в венчуры из-за кризиса приостановился везде, в том числе и в России. Инвесторы осматривались, стараясь понять, что происходит и что будет происходить с рынками, компаниями и ценами на них. Сейчас наблюдается активизация: деньги, собранные до кризиса, должны быть либо возвращены инвесторам фондов, либо вложены. Лишь небольшая часть будет возвращена, это сделают наиболее осторожные управляющие. Как и после любого другого экономического кризиса, число игроков венчурного рынка уменьшится. С него уйдут  многие небольшие компании, неспособные про­тивостоять кризису. Кроме того, можно ожидать ухода и какого-то количества крупных, известных фирм – тех, кто был настолько неудачлив, что входил в проекты на пике рынков, а вынужден вы­ходить в самом низу. Но это – очищение: сильные выживут, станут еще сильнее, слабые – уступят новым претендентам место под солнцем.