«Viberi» Ваш счет, сэр
«Viberi» Ваш счет, сэрЧто можно сказать в утешение владельцам компании, которую в одно прекрасное воскресенье покупают по $2 за акцию, после того как в пятницу ее бумаги закрылись у отметки $30? Вот и у топ-менеджмента Bear Stearns не хватило красноречия. Вместо публикации очередного квартального отчета он объявил о том, что не видит лучшего выхода, чем продажа бизнеса JP Morgan Chase. Сдались конкуренту по дешевке: $236 млн – сумма, которая еще накануне казалась смехотворной для пятого по величине в США инвестиционного банка.
Как на пожар. Слухи о том, что Bear Stearns балансирует на грани банкротства, поползли за неделю до этого. Президент Алан Шварц категорически их опровергал. «Баланс, ликвидность и капитал банка остаются сильными», – сообщил он в пресс-релизе, выпущенном 10 марта. Тем не менее уже 14 марта стало известно, что Федеральная резервная система выдала гарантии по обязательствам Bear Stearns на $30 млрд под залог его «менее ликвидных» активов. Акции банка в тот день обвалились на 47%. Однако реальность, с которой рынку пришлось столкнуться двумя днями позже, оказалась еще ужаснее.
То, что Bear Stearns продали в воскресенье – нерабочий день – уже само по себе о многом говорит. Еще показательнее тот факт, что сделку провернули при участии ФРС: без ее непосредственной поддержки JP Morgan Chase не вступил бы в игру. Регуляторы спешили спасти банк от банкротства до открытия торгов в понедельник. Ведь речь шла не только и не столько о его собственной судьбе, сколько о доверии к финансовому сектору страны в целом. Одновременно ФРС объявила о готовности ссужать деньги 20 первичным дилерам под залог «широкого спектра» бумаг с инвестиционным рейтингом. Кроме того, дисконтная ставка, отражающая стоимость заемных ресурсов ФРС для банков, была понижена на 25 базисных пунктов – до 3,25%.
«Тушение пожара» можно назвать успешным лишь отчасти. Едва рынки открылись в понедельник, инвесторы в ужасе принялись сбрасывать акции всех компаний финансового сектора. Исключением стал только JP Morgan Chase, его бумаги даже выросли в цене.
Жертвы переоценки. За все когда?то приходится платить – старая истина. В течение многих лет финансовые институты изобретали все более изощренные способы расширения кредитной экспансии. Они зарабатывали на этом огромные деньги. Достаточно посмотреть на их финансовые результаты за последние годы: чистые прибыли крупнейших банков исчислялись миллиардами долларов. Не в последнюю очередь экспансия происходила за счет создания новых инструментов, тех самых CDO, по которым финансисты не смогли правильно оценить риски, а сейчас списывают убытки в суммах, вызывающих шоки на рынках. Компания финансового сектора, за последний год потерявшая треть или четверть рыночной стоимости, сейчас – правило, а не исключение. Bear Stearns в этом смысле выделяется лишь тем, что его акционерам пришлось заплатить дороже всех.
Кроме того, нынешний финансовый кошмар должен послужить уроком для правительств развивающихся стран, в последнее время все чаще заявляющих о своих инвестиционных амбициях. Чуть менее года назад свежеиспеченный государственный фонд Китая вложил $3 млрд в акции финансового холдинга Blackstone. С тех пор эти бумаги подешевели примерно вдвое. В конце прошлого года, когда затруднения с ликвидностью возникли даже у самых крупных игроков, в Пекине решили, что настал лучший момент для покупок. Когда Morgan Stanley объявил о списании убытков по ипотечным бумагам на $9,4 млрд, China Investment Corporation вложила в него $5 млрд. Сейчас китайцы могли бы купить такую же долю примерно на четверть дешевле. Citigroup за последние месяцы получил в общей сложности $30 млрд капитальных вливаний от эмирата Абу Даби, Кувейта и своего давнего акционера, принца Саудовской Аравии, Альвалида Бен Талала, и подешевел примерно на треть. Швейцарский UBS в декабре поддержали суверенный фонд правительства Сингапура и неизвестный ближневосточный инвестор: банку предоставили более $12 млрд. Некоторые из этих сделок пока не завершены, и суверенные фонды от своих обязательств не отказываются. Но выводы на будущее для себя наверняка сделают.
Не избежать неприятностей и персоналу банков. На тот же Bear Stearns работает около 14 тыс. человек, теперь многие из них наверняка будут уволены. О массовых сокращениях штатов объявили и в других крупных банках. Но даже этим дело уже не обойдется. С каждой неделей появляется все больше свидетельств наступившей в США рецессии, и словосочетание «Великая депрессия» звучит в комментариях все чаще. Финансовый кризис быстро перерастает в кризис экономический, а это означает, что за просчеты финансистов ответит вся страна.
Рубрики