Рубрики
Статьи

Валерий Прасолов: «Человек — самое слабое звено в системе безопасности»

Валерий Прасолов: «Человек — самое слабое звено в системе безопасности»
Валерий Прасолов: «Человек — самое слабое звено в системе безопасности»- Валерий Иванович, ваш банк страдал от действий собственных сотрудников?- Совсем недавно нам пришлось расстаться с кредитным инспектором, который необоснованно завышал показатели клиента, способствуя получению им дополнительных финансовых ресурсов. Человек — самое слабое звено в системе банковской безопасности. Его можно обмануть, подкупить, запугать. Нередки случаи, когда кассовые работники и менеджеры по работе с клиентами становятся источниками угроз и наносят существенные убытки банку.
— И как с ними бороться?- Опыт показывает, что признаки потенциальных мошеннических действий и служебных злоупотреблений вполне возможно выявить на основе анализа первичной информации. К признакам нелояльности сотрудника относятся несоответствие его доходов расходам, то есть жизнь не по средствам, срыв по его вине экономических программ и проектов банка, противодействие установкам руководства, контакты в криминальной среде. Что же касается клиентов, то при работе с ними сотрудники наших подразделений изучают причины их перехода из одного банка в другой и по возможности получают оттуда информацию, не составляющую коммерческую и банковскую тайну. Часто руководители подразделений лично знакомятся с клиентом и с лицами, включенными в карточку подписей. Кроме того, мы уделяем внимание регулярности и своевременности представления клиентом справок и другой запрашиваемой нами информации, а также соблюдению требований ЦБ по ведению документации и отчетности.
— По какому принципу вы отбираете сотрудников в службу безопасности?- Как правило, это люди с высшим образованием (нередко не с одним), имеющие стаж работы в системах коммерческой безопасности не менее пяти лет и прошедшие специальную подготовку. В некоторых банках нашей группы имеется опыт использования детекторов лжи при приеме на работу и при возникновении различных кризисных ситуаций. Однако эта практика пока достаточно не наработана и ее методики не имеют широкого распространения.
— Как за последнее время изменились принципы работы службы безопасности вашего банка?- Традиционно безопасность финансово-кредитных учреждений рассматривается как совокупность трех структурных элементов: криминологической, информационной и физической безопасности. Человеку свойственно уставать и ошибаться, а надежность техники ограничена только качеством ее изготовления и уровнем обслуживания, поэтому у нас постепенно снижается доля физической охраны — вооруженной службы безопасности и увеличивается использование специальных средств защиты и сигнализации, которые либо сами нейтрализуют угрозу, либо оповещают милицию и службу безопасности о совершаемом правонарушении. Нам неоднократно приходилось сталкиваться с попытками несанкционированного взлома банковского сервера. Мы приходили к выводу, что это делают как банальные хакеры, так и опытные взломщики по заказу. Полученную информацию мы передавали правоохранительным органам.