Рубрики
Статьи

«Viberi» В основе МСФО

«Viberi» В основе МСФО
«Viberi» В основе МСФОКритерии представления информации вВ основных отчетах (баланс, отчет о прибылях и убытках – ОПУ, отчет о движении денежных средств – ОДДС), которые косвенно относятся к плану счетов, изложены в IAS 1 В«Представление финансовой отчетностиВ». Поэтому верхним уровнем группировки счетов удобно сделать основные статьи баланса и ОПУ. В«Если план счетов строить от отчетности, то на верхнем уровне будет 2–3 группы, например, 01 – счета баланса, 02 – счета отчета о прибылях и убытках, 03 – счета отчета о движении денежных средств, – агитирует за удобство такого подхода директор практики бизнес-решений Oracle компании BDO в России Юрий Кузьменко. – Внутри баланса счета разделены на активы, пассивы, капитал, и так далееВ».Финансовые шифры. После смыслового деления начинается цифровая кодировка счетов. В России популярен вариант, когда основой плана счетов для отчетности по МСФО становится план счетов учета по РСБУ. Реже нумерация счетов сопряжена со статьями баланса и ОПУ по МСФО. Длина счета зависит от уровней детализации. Нельзя забывать, что бизнес меняется, со временем появляются новые подразделения и виды деятельности. План счетов должен быстро адаптироваться под нововведения. В«Придать необходимую гибкость поможет простое правило, – рекомендует Юрий Кузьменко. – Нумерацию внутри подгруппы нужно осуществлять не последовательно, а с шагом минимум в 5 позицийВ». В«Удобно выделить счета по внутригрупповым оборотам. Например, разбить счета дебиторской задолженности на внешних и внутренних дебиторов. Но могут возникнуть трудности при консолидации по периметрам разного уровняВ», – подсказывает руководитель отдела внедрения компании В«1С-РарусВ» Анна Воронова. В качестве разделителей между уровнями можно применять точки.Иногда требования к плану счетов заложены в автоматизированных системах консолидации. Например, в системе Microsoft Dynamics AX план счетов – единый справочник для бухгалтерского, налогового, международного учета. В«Для выделения международных счетов и,В соответственно, оборотов по ним добавляется некий признак, например, префикс В«МВ». В результате основные отчеты по разным видам учета можно формировать с помощью фильтра, – рассказывает директор по консалтингу В«АНД ПроджектВ» Наталия Овчаренко. – За обновление справочников обычно отвечает специалист по МСФО головной организацииВ».С подробностями. Анна Воронова советует уходить от детализации счетов по подразделениям. В«Это увеличивает их количество, приходится добавлять счет с появлением новых отделов. Удобнее вести учет по подразделениям на уровне аналитикиВ», – говорит Анна Воронова. Финансовый менеджер компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Вячеслав Метулянец считает, что использование субсчетов, аВ не аналитики по счетам упрощает процесс получения отчетных данных и проверки на полноту включения данных в отчеты. В«Счета 00001.01, 00001.02, 00001.03, 00001.04 попадают в разные статьи отчета. Проверить отчетность просто, сравнив данные с оборотно-сальдовой ведомостью. Если вдруг добавлен новый счет, то отчетность и учетные данные разойдутся только на суммы по этому счету, – говорит Вячеслав Метулянец. – Но если в отчете фигурируют данные по счету 00001 по аналитикам 1, 2, 3, 4, и пользователь добавил В«Аналитику 5В», то проблематично выявить таким сравнением суммы, не попавшие в отчетВ». В«Удобно, когда субсчета разделяют контрагентов на группы: ассоциированные и совместно контролируемые компании, связанные компании, третьи стороныВ», – советует заместитель генерального директора компании В«1С:Бухучет и ТорговляВ» Павел Баскир.Каталоги данных. Вечный вопрос: какие справочники должны вестись и обновляться централизованно. Анна Воронова считает, что едиными для группы должны быть справочники, содержащие данные для исключения внутригрупповых оборотов, нереализованной прибыли, инвестиций в дочерние компании и расчета деловой репутации, нужны справочники по всем видам активов. В«Справочники затрат, расходов, доходов достаточно объединять в головной компании перед консолидацией. А каждая отдельная организация может использовать свой перечень статейВ», – говорит Анна Воронова. В«У нас централизованные справочники – В«Проекты (бизнесы)В», В«Статьи затратВ», В«Направления использования прибылиВ», В«РегионыВ», В«Статьи движения денежных средствВ», – рассказывает финансовый директор Softline Елена Гнусина. – Компаниями самостоятельно ведутся справочники В«ПодразделенияВ», В«Прочие доходы и расходыВ», “Расходы будущих периодов”». Ведущий консультант по финансам департамента Microsoft Dynamics AX компании В«НорбитВ» Екатерина Решетникова считает, что вряд ли общими должны быть справочники сотрудников, подразделений, касс, расчетных счетов, основных средств компаний группы.