Рубрики
Статьи

«Viberi» Упущенная выгода «Газпрома»

«Viberi» Упущенная выгода «Газпрома»
«Viberi» Упущенная выгода «Газпрома»В преддверии годового собрания акционеров «Газпрома» началась активная информационно-пропагандистская работа. Причем ведут ее как менеджмент компании, так и миноритарные акционеры. Сам «Газпром» проводит целую серию брифингов, посвященных актуальным вопросам своей деятельности. Кроме того, топ-менеджеры компании делают важные заявления и в других форматах — на встречах с партнерами, слушаниях в Госдуме и т. д. С другой стороны, активизируются и миноритарные акционеры. Так, директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер начал кампанию по выборам в совет директоров «Газпрома». 16 июня он представит свой анализ деятельности газовой монополии, в котором говорится, что компания недополучила $2,13 млрд.
Экспорт. Руководство «Газпрома» рапортует о великих достижениях — в прошлом году компания вышла на наилучшие показатели по объемам добычи и реализации газа, по выручке и чистой прибыли с момента ее образования. Правда, при этом представители концерна лукавят, не упоминая о том, что хорошие финансовые показатели обеспечены благоприятной конъюнктурой сырьевых рынков — экспортные цены на газ являются производной от мировых цен на нефть, которые вот уже второй год находятся на высоком уровне.
Как заявил на прошлой неделе в ходе парламентских слушаний заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов, в 2004 году компания намерена увеличить экспорт газа в дальнее зарубежье на 5,3% до 140 млрд кубометров. При этом, по оценкам газового холдинга, при средней цене экспортного газа $127 за 1 тыс. кубометров компания будет получать $14,9 прибыли с 1 тыс. кубометров за вычетом транспортных расходов в размере $73,8 и налогов $38,3. Кроме того, на брифинге по теме «Развитие рынка газа в России» Александр Рязанов сообщил, что в текущем году газовый монополист планирует выйти на безубыточный уровень на внутреннем рынке, а в следующем году при условии повышения тарифов на 20% «Газпром» должен получить прибыль в размере $300-400 млн от реализации газа на внутреннем рынке.
Противоречия. Интересно, что некоторые заявления Александра Рязанова шли вразрез со словами других топ-менеджеров газового холдинга. Так, в ходе парламентских слушаний он сказал, что, несмотря на утвержденные в рамках Энергетической стратегии России планы по увеличению добычи газа «Газпромом» к 2020 году до 580-590 млрд кубометров, а к 2030 году — до 610-630 млрд кубометров, руководство концерна сомневается в целесообразности наращивания добычи до такого уровня. В то же самое время незадолго до этого другой заместитель председателя правления компании Александр Ананенков на брифинге по теме «Развитие минерально-сырьевой базы. Добыча газа. Развитие газотранспортной системы» подтвердил намерение монополии следовать основным параметрам стратегии. Именно этим Александр Ананенков обосновывал крайнюю необходимость активизировать работу по восполнению минерально-сырьевой базы. Ведь 2002-2003 годах, несмотря на увеличение объемов геологоразведочных работ, коэффициент восполнимости ресурсов «Газпрома» недотянул до единицы, составив 0,79. Хотя положительная динамика налицо — в 2001 году этот показатель составлял лишь 0,32. Тем не менее, по словам обоих топ-менеджеров, в течение ближайших лет объем добычи газа «Газпрома» будет поддерживаться на уровне свыше 540 млрд кубометров, что полностью соответствует Энергетической стратегии.
Активы. По словам начальника департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям «Газпрома» Ольги Павловой, в прошлом году концерн выполнил основные задачи по возврату активов. Так, установив контроль над рядом нефтехимических предприятий, газовый холдинг смог увеличить свой контроль над АК «СИБУР». И хотя доля «Газпрома» в уставном капитале этой компании составляет 50,67%, он косвенно контролирует более 78% ее акций через дочерние компании как «СИБУРа», так и свои собственные. В 2003 году «Газпром» купил 41,14% акций АК «Азот» и теперь ведет переговоры по приобретению еще 6,26% акций предприятия. Кроме того, в прошлом году газовый холдинг консолидировал активы «Востокгазпрома» и «Севернефтегазпрома».
На прошлой неделе «Газпром» объявил о заключении сделки, благодаря которой ему удалось вернуть контроль за нефтяной компанией «Стимул». В этом году газовый холдинг собирается продолжить работу по приобретению профильных активов. В частности, по словам Ольги Павловой, планируется создание совместного предприятия с Республикой Саха (Якутия) — «Сахагазпром», также продолжится работа по приобретению активов Latvijas Gaze и «Белтрансгаза». Кстати, опять-таки на прошлой неделе газовый монополист наконец заключил контракт с «Белтрансгазом» на поставку в Белоруссию в 2004 году 10,2 млрд кубометров газа по цене $46,68 за 1 тыс. кубометров. Кроме того, была достигнута договоренность об условиях транзита «голубого топлива» по белорусской территории. При транспортировке газа по сетям «Белтрансгаза» тариф составит $0,75 за 1 тыс. кубометров на 100 километров, по газопроводу Ямал — Европа — $0,46. При этом стороны пока не договорились по принципиальным вопросам, касающимся создания совместного предприятия с «Белтрансгазом». Напомним, что камнем преткновения в этом вопросе является стоимость «Белтрансгаза». Правительство Белоруссии ранее оценивало ее в $4,5-5 млрд, тогда как «Газпром» настаивает на сумме менее чем в $1 млрд, притом что инвестиции в модернизацию белорусской газотранспортной системы должны составить порядка $1,76 млрд. Как ожидается, в скором времени компания Deloitte & Touche завершит независимую оценку активов «Белтрансгаза».
Eural Trans Gas. В то время как руководство «Газпрома» развивает бурную деятельность, Вадим Клейнер из Hermitage Capital Management подготовил свою предвыборную программу в качестве кандидата в совет директоров газовой монополии. По его мнению, менеджмент компании принимает неэффективные решения как минимум в трех направлениях. Во-первых, Вадима Клейнера беспокоит финансовый ущерб от деятельности венгерской фирмы Eural Trans Gas, которая с согласия менеджмента «Газпрома» заняла место «Итеры» и поставляет туркменский газ на Украину и в Европу. По оценкам Hermitage Capital Management, в 2003 году чистый доход Eural Trans Gas, занимающейся лишь посредничеством, составил после всех выплат «Газпрому» $767 млн. При этом помимо «упущенной прибыли» российский концерн теряет контроль над наиболее привлекательными рынками, позволяя осуществлять транзит туркменского газа в Европу и на Украину под «собственной маркой» вместо того, чтобы перепродавать его через единый канал. При всем этом газовый холдинг еще и финансирует посредника. Дочерний банк концерна Газпромбанк выдал Eural Trans Gas кредит на $70 млн, сам «Газпром» выступил гарантом по кредиту на $227 млн, предоставленному венгерской компании Внешэкономбанком, в то время как у Eural Trans Gas $130 млн неоплаченных счетов перед «Газпромом».
Совместные предприятия. Вторым пунктом критики газового монополиста является неэффективность его работы в рамках совместных предприятий. По официальным итогам 2002 года, «Газпром» получил $135 млн прибыли от деятельности СП, или 5,19% от суммы инвестиций в такие проекты ($2,6 млрд). В то же самое время, согласно отчетности партнеров концерна, по девяти СП его прибыль должна была составить $338 млн. Как считает Вадим Клейнер, разницу в $203 млн между отчетами «Газпрома» и его партнеров за 2002 год можно объяснить двумя способами. Либо некоторые СП из числа тех, кто не публикует финансовую отчетность, постоянно несут убытки, перекрывающие прибыль других предприятий, либо в силу каких-то причин часть прибыли не отражается в отчетности или исчезает иным способом в структурах «Газпрома».
«Откуда берется такое несоответствие результатов деятельности СП в отчетах монополиста и его партнеров, почему концерн не представляет в своей отчетности подробную разбивку финансовых результатов участия в СП, как это делают другие компании?» — спрашивает Вадим Клейнер. В связи с этим он намерен поставить перед советом директоров компании вопросы о том, какой анализ проводит «Газпром», прежде чем принять решение о создании СП, и о том, кто конкретно в концерне отвечает за развитие совместных проектов и контролирует результаты их деятельности.
Затраты. Третий блок вопросов, волнующих Вадима Клейнера, касается роста операционных расходов. По оценкам Hermitage Capital Management, в 2003 году они увеличились на 23,4% до $19,6 млрд. При этом Вадима Клейнера не удовлетворяют объяснения менеджмента «Газпрома». К примеру, затраты компании на электроэнергию выросли на 60% и руководство газового холдинга указывало рост тарифов в качестве основной причины увеличения затрат, тогда как, по данным РАО «ЕЭС России», тарифы для промышленных потребителей возросли лишь на 17%. Интересно, что такой аномальный рост совпал по времени с решением «Газпрома» назначить оператором поставок энергии для своих предприятий компанию «Русэнергосбыт». При этом решение было принято без проведения соответствующего тендера.
Кроме того, в прошлом году газовый монополист возобновил практику списания строящихся объектов, которая активно применялась в «эпоху Рема Вяхирева», бывшего председателем правления «Газпрома» до Алексея Миллера. К концу 2003 года «Газпром» и его аудиторы отнесли на убытки 25% строящихся объектов, тогда как в крупнейших российских нефтяных компаниях этот показатель составил 0%, а в государственной «Транснефти» — 1,4%. Другие вопросы Вадима Клейнера к менеджменту газового холдинга, связанные с ростом затрат, касаются расходов на персонал, которые поднялись на 39% при увеличении среднего размера зарплаты в России на 25%, и резкого взлета прочих операционных затрат. Только за девять месяцев прошлого года они выросли по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 92% до $1,5 млрд.
«Открытая» компанияРешение провести сразу несколько пресс-конференций по актуальным вопросам деятельности «Газпрома», конечно, похвально. Только вот некоторые из этих мероприятий проводятся не совсем должным образом. Так, газовый монополист назначил сразу два брифинга на один день. Первым было мероприятие на тему «Совершенствование корпоративного управления ОАО «Газпром» и работа с активами», которому отводилось лишь 45 минут, а сразу за ним следовал брифинг, посвященный кадровой политике концерна.
Половину первого брифинга занял пространный доклад начальника департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям «Газпрома» Ольги Павловой. А большую часть оставшегося времени заняли ответы на вопросы таких аффилированных структур монополии, как журнал «Газпром» или отдел по связям с общественностью «Волгатрансгаза» («дочки» газового концерна). При этом ведущие СМИ и аналитики инвестиционных компаний так и не получили удовлетворительных ответов на вопросы, касающиеся конкретных примеров работы «Газпрома» с активами. А большую часть интересующих всех вопросов им так и не дали задать, сославшись на то, что время брифинга истекло. «Зачем проводить пресс-конференцию, если вы не отвечаете на вопросы? После этого вы называете себя открытой компанией?» — воскликнул аналитик из ИГ «Атон».
Встретив шквал возмущения со стороны журналистов и аналитиков, управление «Газпрома» по работе со СМИ поначалу пошло на попятную и заявило, что разрешит журналистам прийти на встречу с акционерами, которая должна была состояться в тот же день. Однако потом, несколько оправившись от атаки, сотрудники управления сказали, что журналисты хоть и будут допущены на встречу, но задавать вопросы не смогут, так как это будет позволено лишь акционерам.l