Рубрики
Статьи

«Viberi» Укрупнение банкиров

«Viberi» Укрупнение банкиров
«Viberi» Укрупнение банкировУстами Михаила Фрадкова правительство четко обозначило курс развития банков на ближайшие годы: они должны укрупняться путем добровольного слияния. Эксперты кредитных организаций не исключают, что в результате часть специалистов окажется невостребованной. Придется подыскать себе новое место и некоторым топ-менеджерам. «Несомненно, слияние нескольких структур приведет к консолидации управленческих функций, — считает директор по персоналу Альфа-банка Руслан Ильясов. — Менеджеры и управляющие органы, дублирующие друг друга, будут устранены из объединенных банков. Это своего рода управленческая «экономия масштаба».
Одним из первых пострадавших стал Владимир Морсин, экс-председатель правления Гута-банка. После покупки этой структуры Внешторгбанком его должность получил вице-президент ВТБ Михаил Кузовлев. А ведь свой бывший пост Владимир Морсин занял только в конце июня, покинув место заместителя председателя совета группы «Гута». О судьбе бывшего руководителя в пресс-службе Гута-банка информацией не располагают. Скорее всего Владимир Морсин не получил нового предложения от своих работодателей и находится сейчас в «свободном поиске».
Начальник управления по работе с персоналом банка «Диалог-Оптим», испытывающего в последнее время проблемы с ликвидностью, Светлана Зорина полагает, что топ-менеджеры из объединяющихся банков будут уходить сами — в случае, если они совпадут по компетентности и интересам в направлении деятельности со своими новыми коллегами: «Я бы не называла это увольнением. Если топ-менеджер действительно является руководителем высокого уровня, он всегда найдет применение своим знаниям и навыкам как в объединенном банке, так и в других областях бизнеса». Есть и более пессимистичные прогнозы. По мнению гендиректора кадрового агентства «Оптимус», специализирующегося на подборе персонала для банков, Натальи Кузьминой, в объединенных банках, возможно, будут сокращены 20-25% специалистов практически во всех областях, кроме руководителей клиентских подразделений.
Что будет с «топами»? До последнего времени топ-менеджерам банков в отличие от сотрудников среднего звена на уровень оплаты труда жаловаться не приходилось. По данным рекрутинговых агентств, если месячный оклад первых лиц начинается с $4 тыс., то зарплата начальников важнейших департаментов — $3 тыс. в месяц и больше, в зависимости от размера и прибыли банка. По уровню зарплат и бонусов руководителей банковский сектор занимает одно из лидирующих мест. А зарплаты топ-менеджеров сравнимы с теми, которые получают управленцы компаний ТЭКа. К такому выводу пришло в результате исследования российское отделение международной компании Ward Howell International, которое неофициально опросило HR-директоров 20 крупнейших российских компаний.
«С начала 90-х средний уровень оплаты вырос в несколько раз, — говорит вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин. — Некоторый максимум был достигнут к 1997-1998 годам, но после кризиса «стоимость» руководителей упала. Несколько лет назад зарплаты стали расти. Сейчас они уже поднялись выше уровня 1998 года». К тому же бонусы выплачиваются в банках гораздо стабильнее, чем в компаниях. В зависимости от кредитной организации топ-менеджер может получать вознаграждение по итогам года или даже шести месяцев. «Выплата бонуса в нашем банке зависит от выполнения набора задач, проектов и достижения целей, — рассказывает Павел Бусыгин. — Все определяется на базе расчета индикаторов эффективности. С нового финансового года они будут выставляться на базе внедряемой системы сбалансированных показателей».
Изменятся ли оклады руководителей в результате последних потрясений? Вряд ли, полагает Руслан Ильясов из Альфа-банка: «В целом уровень заработной платы будет увеличиваться под воздействием общего роста окладов, который в основном определяется все более высокой стоимостью жизни и конкуренцией на рынке труда». Однако с его точкой зрения согласны не все HR-специалисты. «Сегодня уровень совокупного дохода банковских топ-менеджеров различен, а в некоторых случаях неоправданно велик, — говорит Наталья Кузьмина. — В ситуации кризиса зарплата придет к более или менее одинаковому знаменателю и будет отражать истинную ценность конкретного менеджера в целом и в данной ситуации в частности».
Выживает сильнейший. А вот требования к квалификации банковских специалистов и особенно топ-менеджеров скорее всего станут еще более жесткими. Уже сейчас как должное воспринимается то, что еще недавно было редкостью. Например, образование в одной из ведущих западных бизнес-школ. Что касается опыта работы за рубежом или в представительстве иностранной компании в России, то это является дополнительным плюсом. «Однако при этом управленец должен иметь еще и хорошие коммуникативные навыки, знать российский менталитет», — считает начальник отдела подбора персонала банка «Русский стандарт» Юлия Бородай. То есть человек с «международной подготовкой» ценится только в том случае, если он понимает местную специфику.
Вряд ли у банков упадет потребность в руководителях региональных и розничных направлений. До начала кризиса это были самые востребованные специалисты. И управленца с солидным опытом в этих сферах найти довольно сложно: они начали развиваться недавно. «Менеджеры — стратеги, работающие на высокопрофессиональном уровне, действительно ценятся, и за ними идет настоящая охота», — признается Юлия Бородай. Вполне возможно, что специалисты по регионам будут востребованы крупными банками, которые скупят региональные филиалы.
Уже сейчас можно сказать, что требования к профессионализму топ-менеджеров, отвечающих за развитие ритейла, будут в разы выше, чем в докризисное время, отмечает Светлана Зорина из банка «Диалог-Оптим» : «Это будет логично с точки зрения реалий рынка. Даже для того, чтобы вернуться на те позиции в рознице, на которых банки работали до кризиса, от руководителей потребуется сочетание суперпрофессионализма и очень высокого уровня инновационных решений».
Банки избавятся от балласта. Как сложится судьба специалистов среднего звена? Зарплату обычных банковских сотрудников нельзя назвать самой высокой на рынке. По данным кадрового агентства «Специалист М», даже оклады ценных специалистов по развитию бизнеса не превышают $1500. Вряд ли уровень их оплаты изменится в ближайшее время. Однако вполне возможно, что некоторые из них потеряют работу. «Банки будут избавляться от балласта, — считает вице-президент Европейского трастового банка Екатерина Супрунович. — События последних месяцев обострили проблему рентабельности банковского сектора, которая существовала и раньше. Хотя серьезных изменений не будет. Количество банков, прекративших деятельность, и их объемы не так значительны, чтобы оказывать влияние на ситуацию в целом».
Кто же из банковских специалистов находится сегодня в самом неопределенном положении? «Потерять места могут сотрудники, которые сегодня занимаются сопровождением и оформлением деятельности: операционисты, работники back-офиса, рекламных и PR-отделов, методологи, бухгалтеры и HR-менеджеры, — полагает Наталья Кузьмина. — Также при сокращении операций на финансовых рынках пострадают трейдеры и дилеры». Зато более востребованными станут технологи по оптимизации и стандартизации бизнес-процессов, клиентщики среднего и высшего звена.
Консультант по персоналу финансового и банковского сектора компании «Экспресс-Персонал» Виктория Простова добавляет к этому списку еще и специалистов по отчетности, хотя считает, что это скорее вызвано не банковским кризисом, а рыночной необходимостью. Другие эксперты в области HR исходят из посыла «кризиса нет» и считают, что острых изменений не произойдет. «Все востребованные должности сохранят на рынке труда свои прежние позиции», — убежден руководитель департамента «Финансы и банки» компании «Империя кадров» Александр Баранюк.
Не стоит паковать вещи и специалистам розничного направления. Оно будет продолжать развиваться. На прошлой неделе, к примеру, дочерняя структура группы BNP Paribas и один из лидеров потребительского кредитования континентальной Европы Cetelem приобрела 50% акций ЗАО «Русский стандарт». Этой компании принадлежит одноименный банк. Таким образом BNP Paribas выбрала его в качестве площадки для развития ритейла в России. Однако будут востребованы лишь те профессионалы, которые смогут предложить новые, качественные, более доступные потребителю розничные продукты и финансовые схемы. При этом должен быть ограничен риск кредитных организаций, считает Наталья Кузьмина.
Новое лицо топ-менеджера. Кризисная ситуация в банковском секторе потребовала от руководителей кредитных организаций совсем иных качеств, чем в «мирное время». Многие оказались неспособны их продемонстрировать. Так, например, Альфа-банк, вместо того чтобы успокоить своих клиентов, назначил 10% штрафа от суммы депозита при его досрочном изъятии. Лишь некоторое время спустя топ-менеджеры этой структуры выступили в телевизионных роликах с адресным обращением к вкладчикам. Однако звучало оно скорее угрожающе: руководители банка надменно сообщали клиентам, что те могут прийти и забрать свои деньги, а «мы будем работать с теми, кто нам доверяет» (см. «Ф.» № 27).
В условиях нестабильности на первое место для банкира вышли устойчивость к стрессам, способность быстро и самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. И не коллегиальную, как это принято в большинстве банков, а личную, отмечает Светлана Зорина: «Всех проверила острая ситуация на слишком маленьком пространстве банковского рынка. Если раньше топ-менеджер мог принимать решение осторожно, коллегиально, посоветовавшись и проведя анализ, то теперь время реагирования резко сократилось, а качественный результат решаемых задач повысился. Кроме того, сейчас руководителю нужно учитывать не только интересы собственного банка в конкретной ситуации, но и степень его влияния на всю систему в целом. А это, как вы понимаете, обязывает «топа» перейти на более высокую личностную и профессиональную ступень».
В целом кризисная ситуация окажет положительное действие на рынок труда банковских специалистов, считают эксперты в области HR. Хотя части бывших сотрудников среднего звена из объединенных и потерявших лицензии кредитных организаций придется сменить сферу деятельности. Зато можно надеяться, что уровень квалификации оставшихся специалистов будет достаточно высок. Более серьезные задачи возлагаются сейчас и на топ-менеджеров: им придется восстанавливать бизнес в довольно сжатые сроки. Однако, по общему мнению опрошенных «Ф.» экспертов, кредитные организации сейчас работают на более качественном и грамотном уровне, чем в 1998 году. Выросло новое поколение банкиров и финансистов с профильным образованием, для которых банк не инструмент для получения «быстрых денег». Эти специалисты умеют прогнозировать ситуации и результаты, разрабатывать качественно новые финансовые схемы. «Сегодня опасен «кризис доверия» на межбанке, психозы клиентов — как физических, так и юридических лиц, которые могут «растащить» банк за короткий промежуток времени, — считает Наталья Кузьмина. — Но отрицательный опыт — это тоже опыт. Он окажет положительное влияние на прогнозирование и исключение таких ситуаций».