Рубрики
Статьи

«Viberi» Учат в школе

«Viberi» Учат в школе
«Viberi» Учат в школе01.09Мне довелось оканчивать школу в эпоху педагогических экспериментов начала 90-х. Тогда элитное образование еще могло обойтись без полного загородного пансиона, верховой езды, кучи нянек иВ круглосуточной вооруженной охраны.Из своей престижной по районным меркам, но советской по духу школы я переводился в лицей после восьмого класса. Были экзамены, сразу проходной балл не набрал. Предложили дополнительное задание: собрать из шести спичек одновременно четыре треугольника. Уклон в лицее делался на математику и естественные науки, уклон настолько глубокий, что сразу несколько моих одноклассников впоследствии получили кандидатскую степень чуть ли не одновременно с университетским дипломом. Кто-то из них сейчас трудится в западных лабораториях, кто-то и здесь неплохо зарабатывает, доказывая универсальность рыночных законов: оказавшись в дефиците, физики, химики в 2000-х изрядно В«подорожалиВ».Но не о естественных науках науках речь, и не о лекциях по культурологии, которые читал, кстати, преподаватель физики. В 9–11 классах нас погружали в В«Основы рыночной экономикиВ». Жаль, я тогда не поинтересовался, кто разрабатывал и кто утверждал эту программу (если ее вообще кто-то утверждал). Учебников как таковых не было, пользовались только что появившимся вВ русском переводе В«ЭкономиксомВ» Макконнелла и Брю и распечатками лекций. Все базовые понятия – от равновесной цены и добавленной стоимости до акционерного капитала и деривативов (!) – были мне знакомы еще до поступления в вуз. Еще до того, как в России сформировалось хотя бы подобие организованного рынка акций, наш В«экономистВ» на пальцах объяснял биржевые механизмы и проводил своего рода виртуальные торги с экскурсами в американскую финансовую историю. В«ФакультативноВ» он комментировал деятельность расплодившихся к тому времени В«мммовВ», оберегая деньги наших родителей.Кстати, первые собственные деньги многие мои однокашники получили как раз в лицее. Тот педагогический эксперимент предполагал присуждение ежемесячных стипендий, размер которых находился в прямой зависимости от успеваемости. Слово В«рейтингВ», ныне популярное у потребителей деловой периодики, тогда было на устах у нас – школьников. Он присваивался каждому по итогам семестра (четвертей не было), ему соответствовал определенный денежный эквивалент. Было, кажется, 12 грейдов. Стипендии индексировались с учетом бурной в те времена инфляции. В общем, рынок и в теории, и на практике. На учебу уходило времени побольше, чем у сверстников, компенсация тому – почти 100-процентная гарантия поступления в вуз. Без каких-либо дополнительных денежных вливаний.О других подобных экспериментах мне неизвестно, но, наверное, были. А вот основы экономического образования в школьной системе отсутствовали довольно долго. Сейчас, правда, такой предмет появился. На сайте Рособразования выложен интересный документ (рекомендую всем родителям) – Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Я поразился, что преподают современным школьникам. В базовый курс экономики входят, например, такие темы: В«Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации иВ другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. РекламаВ». Здесь яВ выхватил только малую часть из довольно длинного перечня. Кое-что, правда, насторожило: некоторые слова иВ словосочетания в документе выделены курсивом. Это означает, что В«материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускниковВ». А курсивом вВ числе прочих напечатаны такие ключевые понятия, как В«собственностьВ» и В«экономическая свободаВ» (В«защита прав потребителейВ», кстати, тоже).Кроме В«базовогоВ» В«КомпонентВ» предлагает еще и В«профильныйВ» уровень. Те, кто освоят этот курс, думаю, смогут работать по финансовой специальности даже без вузовского диплома. Шутка ли: « результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен […] уметь […] вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса иВ предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицыВ». Зачем же давать условные примеры? Я у себя в отделе нагрузил бы человека практическими. Неужели всему этому теперь учат вВ школе?!