Рубрики
Статьи

«Viberi» Турбины снижают обороты

«Viberi» Турбины снижают обороты
«Viberi» Турбины снижают оборотыНизкая эффективность губит энергомашиностроение. Так, только поддержка государства заставляет энергетиков закупать отечественные турбины по цене выше, чем зарубежный продукт. На мировом рынке доля всех российских производителей не превышает 2%. Серьезным можно назвать лишь один канал поставок. Оборудование для атомной энергетики отправляется в страны, где уже существуют АЭС, на которых используются отечественные разработки, или строятся новые блоки. Прочая энергомашиностроительная продукция под маркой «Сделано в России» за границей особо не нужна.Российское научно-техническое общество энергетиков и электротехников оценило объем российского рынка энергомашиностроения (включая электромашиностроение) в 2007 году в $6 млрд. Основной сегмент, определяющий развитие отрасли, — электроэнергетика. По данным Росстата, в 2007 году объем произведенной и отгруженной энергетической продукции составил 65 млрд рублей, что на 17% больше, чем в 2006 году. Причем на 9 основных игроков сегмента пришлось более 80% продаж. Оценочно, в 2008 году показатель вырос. Но из-за проблем в экономике точно определить сумму эксперты не берутся.Пересмотр программы. Предприятия, ориентированные на электроэнергетику, оказались наиболее устойчивы к проблемам в 2008 году. Одним из результатов реформы РАО «ЕЭС России» стало привлечение в отрасль масштабных инвестиций, позволивших запустить процесс модернизации. Реализация плана ГОЭЛРО-2 должна была обеспечить энергомашиностроителей работой до 2020 года. И так оно до сих пор и было. Так, выручка «ЭМАльянса» в 2008-м увеличилась в 2,2 раза до 7,2 млрд рублей. А по состоянию на февраль у компании уже были контракты на поставку оборудования для объектов общей суммой в 33,2 млрд рублей. Представить более свежие данные «ЭМАльянс» отказался. Портфель заказов на 2009 год сформирован и у «Силовых машин». Компания планирует нарастить объемы выпуска турбинного оборудования на 28% и генераторного оборудования на 39%. Однако среднесрочные перспективы (более чем на год) уже не столь оптимистичные.В середине апреля правительство все-таки пересмотрело планы по вводу новых объектов генерации. Объем инвестпрограмм для энергокомпаний с госучастием на 2009-2011 годы сократился на 14%. «Для нашей компании это означает сокращение портфеля заказов, — говорит представитель «Силовых машин» Олег Бочкин. — Поэтому уже сегодня мы уменьшаем издержки и концентрируемся на разработке принципиально новых видов оборудования с более высокими показателями КПД, экономичности и надежности».Износ все больше. Особенность энергомашиностроения — низкая рентабельность. «Это обусловлено долгосрочностью контрактов. Все предшествующие годы они приносили отрасли с длительным производственным циклом только убытки — рост цен на сырье и материалы невозможно было предугадать, — поясняет аналитик «Ренессанс Капитала» Марина Алексеенкова. — Это ограничивало инвестиции в развитие».Степень износа производственных фондов энергомашиностроителей, по подсчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), приблизилась к критическим величинам: для машин и оборудования превышает 75%, а у испытательного и стендового оборудования на большинстве предприятий — 90-100%. Лишь немногие вкладывают средства. Например, «Силовые машины» два года назад приступили к обновлению станочного парка.В январе ассоциация «Интерэлектромаш» отправила первому вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с предложением выделить из бюджета 5 млрд рублей на нужды семи ведущих предприятий отрасли. На долю «Баранчинского электромеханического завода», «Мосэлектромаша», «Промприбора», «Сибэлектромотора», «Уралэлектро», «Ярославского ЭМЗ», «Русэлпрома» приходится 90% асинхронных электродвигателей, производимых в России. С их помощью перерабатывается до 70% потребляемой электроэнергии России. «Нужны длинные кредиты, а взять их в банках невозможно, — объясняет инициативу вице-президент ассоциации Борис Малахов.- Модернизация за счет собственных средств предприятий займет 10-15 лет». Ответа из правительства он до сих пор ждет.Иностранцы приближаются. Одна из проблем отрасли – слабая возможность машиностроителей влиять на себестоимость продукции. Так, технологически невозможно существенно снизить долю электроэнергии в структуре себестоимости, которая составляет 5-9%. Между тем до девальвации рубля в северных провинциях Китая электроэнергия была дешевле российской примерно на 25%. Приходится закупать электротехнические стали на консолидированном рынке. Число поставщиков ограничено «Северсталью», НЛМК и принадлежащей ему «ВИЗ-сталью». По данным «Технопромэкспорта», в 2006-2007 годах до половины стоимости продукции энергомашиностроительных компаний составляли затраты на материалы, прежде всего, на сталь с добавками цветных металлов.Низкая эффективность вкупе с недостаточным качеством делает отечественных производителей неконкурентоспособными. Эффект от девальвации рубля слабо ощутим из-за долгого цикла производства. В ИПЕМ отмечают, что российская продукция стоит дороже аналогичного китайского оборудования, догнав ведущие мировые компании General Electric или Siemens. Еще в 2007 году на выставке Russia Power глава «Технопромэкспорта» Сергей Моложавый заявлял, что собранная в Швеции турбина Siemens с таможней, доставкой и НДС на 10% дешевле турбины «Силовых машин». При этом сроки монтажа у Siemens значительно меньше.В «Интерэлектромаше» говорят о риске захвата отечественного рынка зарубежным энергетическим оборудованием. С 2004 года объемы импорта электродвигателей в Россию возросли в 2 раза, из Китая — в 25 раз. «Это создает угрозу полного вытеснения продукции российских производителей с внутреннего рынка России и ликвидации целой подотрасли», — предупреждает Борис Малахов.