Рубрики
Статьи

»Транснефть» ограничилась российскими финансами

»Транснефть» ограничилась российскими финансами
«Транснефть» ограничилась российскими финансамиДеньги и трубыВслед за тем, как председатель правительства поменял свое мнение относительно строительства частных нефтепроводов, изменилась и стратегия «Транснефти». По сути, два крупных проекта (Мурманская трубопроводная сеть и нефтепровод Ангарск-Дацин) были отданы на откуп частным компаниям. Поэтому для «Транснефти» остался всего лишь один перспективный район — Балтика с двумя альтернативными объектами инвестиций.
В течение нескольких месяцев в этом году продолжался торг вокруг латвийской компании Ventspils Nafta. Основным активом прибалтийской компании является Вентспилский нефтеналивной терминал, который до последнего времени был одним из крупнейших перевалочных пунктов для российских нефтяников. Но с начала года нефтяные потоки для латвийского порта стали иссякать. Путем перевода экспортной нефти в альтернативный порт в Приморске «Транснефть» попыталась получить контроль над Ventspils Nafta. Латыши не поддались давлению и предложили российской компании 34-процентный пакет акций за $70 млн (цена 1% составила бы чуть больше $2 млн). «Транснефть» отказалась от такого предложения, посчитав, что торг в данном случае неуместен, и выдвинула контринициативу. Президент компании Семен Вайншток заявил, что речь о возобновлении поставок российской нефти может идти только после приобретения «Транснефтью» как минимум 50% акций Ventspils Nafta. Возможная цена сделки — $143 млн, то есть «Транснефть» предложила больше, чем просили сами латыши (за 1% акций Ventspils Nafta — $2,86 млн). Но латыши предпочли отказаться, и «Транснефти» пришлось сконцентрировать свои усилия на БТС.
Деньги уходят в ПриморскСтроительство первой очереди БТС завершилось в конце 2001 года. Кроме нефтяного терминала в Приморске был построен трубопровод с объемом годичной прокачки нефти в 12 млн тонн. Общие инвестиции в тот проект составили около $600 млн. Но все же было ясно, что пропускная способность БТС просто-таки смехотворна по сравнению с общим объемом добычи нефти в России. Неудивительно, что в марте этого года последовало постановление правительства об увеличении мощностей БТС первоначально до 42 млн тонн, а затем — до 50 млн тонн нефти.
Стоимость инвестиционной программы строительства второй очереди БТС, по оценкам «Транснефти», должна составить $1,2-1,3 млрд. Эту денежную сумму компания решила привлечь на заемном рынке. И речь шла о возможном кредите Сбербанка на сумму около $1 млрд. Но вследствие конфликта Центробанка и Сбербанка в отношении превышения нормативного положения, устанавливающего допустимое соотношение уставного капитала и размера кредита для одной структуры (Сбербанк превысил этот «порог» для «Газпрома», из-за чего газовый монополист был вынужден вернуть часть кредита раньше срока), «Транснефти» пришлось отказаться от этой идеи.
В итоге к совету директоров пока еще транспортная монополия подошла с диверсифицированным заемным пакетом. Во-первых, «Транснефть» намеревалась выпустить трехгодичные неконвертируемые облигации на сумму 9,6 млрд рублей. Объем планируемой эмиссии превысил сумму прошлогоднего займа «Газпрома» почти в два раза. Во-вторых, совет директоров «Транснефти» должен был утвердить привлечение также трехлетнего синдицированного кредита размером $350 млн. В качестве организатора кредитной линии выступал пул западных банков, состоящий из Citigroup, Dresdner Bank и Goldman Sachs.
Чиновник сказал: «Не сметь!»Однако на прошедшем заседании совета директоров «Транснефти» не были приняты ожидаемые решения такими, какими они были в первоначальном виде. Руководство компании одобрило привлечение заемных денежных средств в размере 32 млрд рублей, которые почти пропорционально разделены на три части. Первую часть составляют трехлетние рублевые облигации на сумму 12 млрд рублей. Вторым компонентом займа идут пятилетние кредиты от российских банков на сумму 10 млрд рублей, а третьим — те же кредиты (10 млрд рублей) от отечественных финансовых институтов, но уже сроком на семь лет.
Однозначного ответа на вопрос, почему «Транснефть» отказалась от выгодного кредита западных банков, дать невозможно. Но скорее всего решения совета директоров компании так или иначе связаны с последними заявлениями чиновников. Представители и Министерства финансов, и Центробанка на протяжении последнего месяца не раз заявляли об опасности роста коммерческой задолженности. Их опасения подтверждают цифры. За прошедший 2002 год объем государственного долга снизился на 7,5%. Задолженность нефинансовых предприятий за этот же период увеличилась на 40%, причем наибольший рост продемонстрировала статья платежного баланса с названием «Прочие кредиты». Увеличение более чем на 50% (с $16 млрд в начале до $24,6 млрд в конце 2002 года). Неудивителен тот факт, что представители от государства проголосовали против внешнего займа. Но в этом шаге вряд ли можно усмотреть плюс. Рублевые заимствования при условии сильного рубля могут оказаться гораздо менее выгодными, чем долларовые.