«Viberi» Топливо для финансовой аренды
«Viberi» Топливо для финансовой арендыПо мнению начальника отдела маркетинга лизинговой компании (ЛК) В«Трансфин-МВ» Ивана Шалагинова, наиболее остро проблема с заемным финансированием стоит перед независимыми лизингодателями, ориентированными на розницу и не имеющими неВограниченного доступа к ресурсной базе материнских структур. Такие ЛК вынуждены использовать максимально широкий набор инструментов для привлечения финансирования – прежде всего банковские кредиты. О долгах. Во время кризиса независимые ЛК первыми попадают под удар: с одной стороны банки сокращают сроки финансирования, аВ сВ другой – с большим трудом соглашаются на реструктуризацию долгового портфеля. Таким образом, бизнес многих независимых ЛК во время кризиса почти остановился. Основная причина в том, что банковские кредиты выдавались, как правило, сроком до одного года, то есть говорить о В«длинныхВ» деньгах не приходилось.Банки уже начали постепенно увеличивать объем кредитования лизингодателей и, хоть и медленно, снижать ставки. Однако на период 3–5 лет ресурсы готовы предоставлять ограниченное количество банков. В связи с тем, что горизонты выхода из кризисов пока размыты, финансовые учреждения страхуются от возможных колебаний стоимости денег и закладывают в кредитные договора возможность пересмотра процентной ставки, либо делают ее гибкой.Возможность получения кредита ЛК напрямую связана с ее финансовым состоянием, а также стажем сотрудничества с конкретными банками, которые предпочитают финансировать компании, с которыми их связывают длительные взаимоотношения.Генеральный директор В«ПН-ЛизингВ» Роман Маланин называет еще один вариант привлечения кредитов – специальные программы правительства России. Например, в конце сентября было принято постановление № 768 о субсидировании части процентной ставки при приобретении в 2009 году железнодорожного подвижного состава, а также на уплату лизинговых платежей по договорам, заключенным в 2009 году. Кроме банковских ссуд ЛК могут также привлекать внешнее финансирование в виде облигационных зайВмов. Однако в условиях кризиса выпуск долговых ценных бумаг менее популярен, чем прямое кредитование. Во-первых, размещение облигаций предполагает привлечение значительных объемов средств, которые ЛК должна оперативно разместить в реальный сектор. Если выпуск организован не под конкретный крупный проект, то у заемщика возникают дополнительные расходы по обслуживанию еще не размещенных ресурсов. Во-вторых, при отсутствии достаточного практического опыта есть опасность, что ЛК просто не сможет разместить свои бумаги на рынке, что довольно часто и происходит.Ведущий аналитик Ассоциации В«РослизингВ» Вера Ершова называет еще одну причину того, что в неспокойное время ЛК предпочитают брать кредиты в банках: В«Рыночные облигационные займы предполагают соответствие компании длинному списку требований, в том числе финансовой прозрачности и наличию положительной рентабельности, что в текущих условиях невыполнимо для многих организаций. Стоит отметить, что и в докризисный период к облигационным займам прибегало сравнительно небольшое число лизинговых компаний. Выпуску облигаций компании скорей предпочитали эмиссию простых векселейВ».Выбор валюты. По мнению многих участников рынка, сегодня кредитование лизинга одинаково доступно (или одинаково недоступно – зависит от степени пессимизма эксперта) в любой валюте. Вопрос лишь в выгодности и рискованности каждого конкретного случая финансирования. Так Роман Маланин считает, что наиболее целесообразно, когда кредитование производится в той валюте, которая задействована в проекте: В«Если лизинговая сделка внутрироссийская, то предпочтительнее рубли. В случае если проект связан сВ внешнеторговой деятельностью, то для минимизации рисков, связанных с курсовыми колебаниями, лучше привлекать финансирование в иностранной валютеВ».Вице-президент по развитию бизнеса ЛК В«ЕвропланВ» Александр Михайлов, считает, что все не так просто: В«О долгосрочном кредитовании лизинговых компаний ни со стороны западных инвесторов, ни со стороны местных не слышно уже давно. Его просто не видно в 2009 году. Остается рублевое финансирование, но его В«длиннаяВ» часть сконцентрирована пока вВ руках государства или квазигосударственных банков. Стоимость 5–8-летних рублей можно увидеть только вВ спецпроектах или В«под сделкуВ», а на свободном рынке их нетВ».Иван Шалагинов отмечает, что для ЛК предпочтительнее кредитоваться в рублях, так как снижается вероятность валютных рисков: В«Нестабильная ситуация с валютными курсами и практически малопредсказуемое их поведение в среднесрочной перспективе в значительной степени увеличивает риски лизинговых компанийВ». Кроме того, по мнению эксперта, если раньше банки основную ликвидность получали из-за рубежа и было удобнее кредитовать в валюте, то с наступлением кризиса основным источником финансирования стали деньги Центробанка и депозиты физических лиц, поэтому стало сподручнее предоставлять финансирование в рублях.Экстремальное общение. Кризис показал наличие реальных проблем во взаимодействии банков и реального сектора. Как следствие, лизинговые компании, по сути являющиеся посредниками между финансистами и предприятиями, почти год находятся на В«голодном пайкеВ» – денежный поток от кредитных учреждений либо иссяк совсем, либо сильно ограничен. Причин здесь несколько. Во-первых, ряд крупных игроков лизингового рынка намеренно сократили объемы нового бизнеса, в надежде пересидеть кризис и не занимать по высоким ставкам. Во-вторых, реальный сектор был вынужден замораживать и сокращать инвестиционные программы, урезая фонды, предназначенные на приобретение новой техники. Кроме того, возникли цепочки взаимных неплатежей между контрагентами, связанные с уменьшением оборотных средств для операционной деятельности предприятий.Александр Михайлов считает, что на лизинговые компании у российских кредитных организаций просто не осталось денег: « нынешних условиях у банков много более актуальных направлений для использования свободных ресурсов, чем давать в долг 3–8 летние кредиты лизинговым компаниям, даже своимВ».В этих условиях основной задачей ЛК стала работа сВ дебиторской задолженностью, в том числе просроченной. У многих лизингодателей отделы продаж были переориентированы на отслеживание платежного состояния клиентов. Как следствие увеличения просрочек лизинговый сектор стал нуждаться не столько вВ средствах на новый бизнес, сколько в рефинансировании своих прежних обязательств.Заместитель гендиректора ЛК В«Центр финансового лизингаВ» Вадим Зарянич уверен, что большинство лизинговых компаний в 2009 году хорошо поработали сВ дебиторской задолженностью и навели порядок вВ своих портфелях. Поэтому существует высокая вероятность, что в 2010-м ЛК начнут более активно работать с потенциальными лизингополучателями, будут формироваться новые заявки на лизинг и увеличиваться поток обращений в банки со стороны лизингодателей.При этом, несмотря на то что лизинговые компании в кризисных условиях – это достаточно рискованный инструмент для вложения средств, по сравнению с кредитованием физических лиц ЛК более стабильны и привлекательны для финансистов. По мнению Ивана Шалагинова, в долгосрочной перспективе взаимоотношения между банками и лизинговыми компаниями выглядят обнадеживающе. В«Рынок в этом сегменте будет только расширяться и по мере восстановления экономики набирать оборотыВ», – считает эксперт.
Рубрики