Рубрики
Статьи

»Татнефть» и НРБ: окрыленные правительством

»Татнефть» и НРБ: окрыленные правительством
«Татнефть» и НРБ: окрыленные правительствомКак заявил в минувший вторник премьер Михаил Касьянов, в правительстве рассматривается вопрос о повышении импортных пошлин на ввоз иностранных воздушных судов возрастом более 7 лет с 25 до 35%. Одновременно планируется вдвое снизить пошлины на импортные комплектующие и оборудование для авиастроителей, которое не производится в России. Кроме того, Минэкономразвития предложило правительству обменять 1,2 млрд бюджетных рублей на пакеты акций двух крупнейших российских лизинговых компаний. Предполагается, что эти деньги пойдут на закупку новых отечественных самолетов. В качестве дополнительного стимула рассматривается частичное субсидирование лизинговых и банковских процентных ставок покупателям отечественных авиалайнеров. А чтобы авиастроители смогли максимально эффективно воспользоваться новыми преференциями, их предлагается укрупнить, консолидировав пакеты акций в 2-6 холдингах. Об этом Михаил Касьянов заявил, находясь с рабочей поездкой в Рыбинске в НПО «Сатурн» — одном из крупнейших производителей авиадвигателей.
Особой заботой об отечественном авиастроительном комплексе правительство прониклось практически сразу после перехода блокирующего пакета акций «Аэрофлота» от компании Романа Абрамовича к структуре Александра Лебедева — «НРБ-Групп», учрежденной Национальным резервным банком. Александр Лебедев давно находится с российским правительством в самых тесных партнерских отношениях. Эти отношения связаны и с обслуживанием «Газпрома», и с реализацией совместных с государством лизинговых проектов. В частности, несколько лет назад была создана лизинговая компания «Ильюшин-финанс Ко». В нее и в еще одну — «Финансовую лизинговую компанию» — государство почти два года назад уже вложило 3,2 млрд рублей. Однако российские самолеты никому оказались не нужны. «Аэрофлоту» и «Трансаэро» в свое время даже были предоставлены налоговые и таможенные льготы на приобретение в лизинг западных самолетов в обмен на обещание покупать три российских лайнера на один зарубежный. В ноябре прошлого года «Аэрофлот» договорился с Airbus на покупку 8 и лизинг 10 машин. К отечественным же судам компания осталась абсолютно равнодушна. Оно и понятно, с одной стороны — западные производители и лизинговые компании практически демпингуют после нью-йоркских терактов 11 сентября 2001 года. Плюс родное государство освобождает от НДС и таможенных пошлин. Кому же в такой ситуации понадобятся необъезженные отечественные новинки авиастроения?
Между тем износ отечественного авиапарка, основу которого составляет приватизированное наследство советского «Аэрофлота», достиг критического уровня. Ту-134 на внутренних линиях осталось летать пару лет, а то и меньше. Ту-154 с 1996 года не сможет летать в Европу — там в очередной раз ужесточаются требования к «шумности». По данным «Росавиакосмоса», до 2010 года нашим авиакомпаниям необходимо приобретать примерно по 100 судов различного класса в год. Очевидно, что спрос на самолеты в России в ближайшее время будет увеличиваться. И государство решило переключить этот спрос на отечественную технику. В прошлую среду Арбитражный суд г. Москвы обязал «Аэрофлот» заключить лизинговое соглашение с ИФК на поставку 6 дальнемагистральных Ил-96-300.
Несколько месяцев назад «Ильюшин-финансу» был передан в управление государственный контрольный пакет акций Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), основного производителя самолетов «Ил». Теперь правительство готовится вложить в почти уже свои лизинговые компании еще 1,2 млрд в обмен на контрольный пакет их акций. 10 апреля Минэкономразвития поручило представителям государства в совете директоров «Аэрофлота» одобрить приобретение через «Ильюшин-финанс Ко» в лизинг 6 самолетов Ил-96-300.
После проведения допэмиссии акций ИФК и передачи контроля к государству по сути будет выстроен вертикально интегрированный авиахолдинг: «Аэрофлот»-«ИФК»-ВАСО. По словам замминистра экономразвития и торговли Юрия Исаева, в 2004-2005 годах «Аэрофлот» приобретет у ВАСО несколько Ил-96-300. Администрация Ульяновской области, как обещается, реструктурирует задолженность производителя Ту-204 — компании «Авиастар». Около десяти Ту-214 должно произвести Казанское авиационно-производственное объединение им. Горбунова. Самолеты заказчики будут приобретать через ИФК и ФЛК. Таким образом, российский авиапром постепенно выстраивается в вертикально интегрированную конструкцию под глухим государственным патронажем. Рулить этой структурой будут очень близкие российскому руководству коммерческие структуры. И перевозчикам нашим, видимо, придется полюбить родные «Тушки» и «Илы».
А «Татнефть» и НРБ, являющиеся крупными акционерами соответственно ФЛК и ИФК, видимо, будут между собой ожесточенно конкурировать за место на совершенно новом рынке, искусственно созданном для них российским правительством.