Рубрики
Статьи

«Viberi» Тарифные перипетии ФСК

«Viberi» Тарифные перипетии ФСК
«Viberi» Тарифные перипетии ФСКТарифные перипетии ФСК Анна Золотая 11.01.2010 18:12Переход на новую модель тарифообразования обернулся для Федеральной сетевой компании неприятным сюрпризом.Федеральная служба по тарифам (ФСТ) не оправдала надежд участников рынка, утвердив параметры перехода ФСК на RAB-регулирование (систему, основанную на возврате капитала). Они оказались намного ниже ожиданий аналитиков и менеджмента самого сетевого гиганта. В частности, подвела оценка первоначальной регулируемой базы активов (iRAB), которую регулятор закрепил на уровне 647,6 млрд рублей, что на 28% ниже прогноза компании (895 млрд). Между тем, iRAB – один из основных катализаторов роста будущей операционной прибыли ФСК. Следовательно, сокращение его объема уменьшит способность сетевой компании генерировать будущие денежные потоки.Более низкое значение iRAB означает более скромные, нежели ожидалось, темпы роста тарифов в 2010-2012 годах. В результате вместо прогнозируемого повышения ставок на 52,4% в 2010-м ожидается их рост лишь на 51,1%, в 2011-м – на 31,2% вместо 45%, а в 2012-м – на 24,72% вместо 40%.Рынок воспринял новость очень негативно. Во-первых, сразу несколько инвесткомпаний понизили справедливую стоимость акций ФСК. Причем если «Тройка Диалог» всего на 3% — до $0,0134 за бумагу, то Банк Москвы и «Уралсиб» на 25% и 29% соответственно (до $0,015 и $0,0115). Во-вторых, на этой новости падение котировок в течение предновогодней недели превысило 10%. Особенно сильно бумаги просели в день объявления параметров: 22 декабря их стоимость снизилась сразу на 6%.Старая схема. Пока переход к RAB-регулированию только готовится, тарифы для сетевых компаний, в том числе ФСК, устанавливаются по методу экономически обоснованных расходов (так называемый метод «затраты плюс»). При таком тарифообразовании энергетики должны ежегодно обосновывать свои затраты, и уже на основе этого ФТС рассчитывает и утверждает тариф. Компании должны получать выручку, достаточную для покрытия текущих издержек и обеспечивающую какую-то, обычно минимальную, прибыль. Однако такая система на практике имеет ряд серьезных недостатков. Самый главный из них – это отсутствие мотивации к снижению издержек и повышению эффективности. Ведь независимо от того, выросли затраты или упали, они все равно будут оплачены. Получается, что компании не заинтересованы в снижении текущих расходов и даже получают выгоду от их завышения. При этом отследить обоснованность заявленных издержек регулирующим органам крайне сложно.Что имеем в итоге? Потребители страдают от роста тарифов, притом что качество предоставляемых услуг если не падает, то по крайней мере не улучшается. Кроме того, для финансирования проектов в сетевом хозяйстве потенциальным инвесторам нужно четко понимать долгосрочные перспективы, как и когда они будут получать возврат вложенного капитала. А тарифообразование по принципу «затраты плюс» не может обеспечить такого понимания в силу непрозрачности и из-за того, что тарифы устанавливаются только на один год, что осложняет разработку долгосрочной стратегии. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования нынешней модели.Стимул для инвестиций. Россия сделала выбор в пользу принципов тарифообразования, основанных на доходности инвестированного капитала и хорошо зарекомендовавших себя в других странах. В результате российские сетевые компании должны повысить эффективность работы и инвестиционную привлекательность.Как отмечает аналитик «Велес Капитала» Олег Зотиков, новая модель тарифообразованиястимулирует приток инвестиций в отрасль и при этом гарантирует инвесторам, а также кредиторам возврат и рыночную доходность вложенных средств. У компаний в свою очередь появляется стимул снижать издержки путем привлечения новых технологий и оптимизации деятельности. От новой модели тарифообразования выигрывают и потребители, которые не будут страдать от резкого роста тарифов и одновременно почувствуют выгоду от улучшения качества услуг.В 2009 году в некоторых регионах уже были запущенны пилотные проекты по переходу на RAB-регулирование. Планируется, что полностью распределительные сетевые компании и ФСК перейдут на новую систему тарифообразования до 2011 года. В это время будет действовать среднесрочный период регулирования (до трех лет). С 2012 года предполагается переход к пятилетнему периоду регулирования на новых принципах во всех сетевых компаниях. «Таким образом, точку невозврата реформирования тарифообразования в сетевом бизнесе можно считать пройденной», — радуется Олег Зотиков.Грядущие перемены. Итак, маховик запущен.Тарифы для ФСК уже установлены. И даже несмотря на более низкие темпы их роста, аналитики отмечают позитивную сторону в последних решениях регулятора. «Теперь неопределенность относительно тарифов сетевой компании на протяжении последующих лет сведена к минимуму», — подчеркнул Михаил Лямин из Банка Москвы.В ФСК также позитивно оценивают принятые решения, несмотря на то, что цифры оказались ниже ожидавшихся. Сетевая компания считает, что утвержденные параметры позволяют ей профинансировать одобренную правительством инвестпрограмму на 2010-2012 годы в размере 519,4 млрд рублей, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов. «Теперь, когда определены регулируемые параметры, ФСК, крупная государственная инфраструктурная компания, сможет привлекать финансирование под ставку ниже 11%, — добавляет аналитик «Тройки Диалог» Александр Котиков. — Для сравнения, «Кубаньэнерго», сравнительно небольшая электросетевая компания, недавно получила двухлетний кредит на сумму до 2 млрд рублей под 11,15%, а для «МРСК Волги» открыто пять трехлетних кредитных линий на общую сумму 1,7 млрд рублей под 10,95%. При этом указанные компании лишь находятся в процессе перехода на систему RAB».Теги: ФСК