«Viberi» Свой из федералов
«Viberi» Свой из федераловСвердловская область получит нового губернатора в непростые времена для ее экономики. В январе–сентябре годовой спад промышленного производства в регионе составил 23,3%. За год число только официально зарегистрированных безработных выросло примерно в три раза и к началу ноября составило почти 86,8 тыс. человек. Реальные денежные доходы населения в январе–августе упали с прошлогоднего уровня на 4%. Причем ситуация постепенно ухудшалась: в конце лета глубина провала по этому показателю достигала уже 17%. Впрочем, не вполне справедливо было бы винить в свалившихся на регион проблемах Эдуарда Росселя. Все дело в специализации экономики области именно на тех производствах, которые сильнее всего пострадали от кризиса – металлургии и машиностроении.Приход Александра Мишарина, имеющего опыт работы и связи в федеральных структурах, многое изменит для бизнеса в регионе. Это неизбежно хотя бы потому, что последнему предстоит заново выстраивать с региональной властью отношения, складывавшиеся на протяжении 19В лет. Не срок, аВ целая эпоха.По вагонам и турбинам. Одним из крупных предприятий, для которых смена губернатора сама по себе станет важной вехой вВ судьбе, может оказаться В«УралвагонзаводВ». У Эдуарда Росселя отношения с руководством УВЗ перестали складываться после того, как компанию возглавил Олег Сиенко. Губернатор даже собирался обратиться в Минпромторг сВ просьбой разобраться вВ происходящем на заводе. Как иВ все российское машиностроение, УВЗ столкнулся с проблемой снижения портфеля заказов. В первом полугодии объем реализации его продукции был почти на 37% меньше, чем годом ранее. Из-за отсутствия спроса со стороны главного покупателя – В«Российских железных дорогВ» – производство вагонов дважды останавливалось. Напомним, что значительная часть карьерного пути Александра Мишарина связана с РЖД: в 2002–2004 году он руководил Свердловской железной дорогой.Впрочем, в области немало предприятий, попавших в гораздо более тяжелую ситуацию. Причем многие из них – градообразующие, помогать им государству придется ради социальной стабильности. Моногорода, рассчитывающие на поддержку из федерального центра, – это Нижний Тагил, Асбест, Каменск-Уральский, Качканар.Кризис вообще усилил зависимость перспектив крупного производства в регионе от федеральной экономической политики. Областная промышленность производит преимущественно товары инвестиционного назначения, а с инвестициями в России в обозримом будущем будет туго. Согласно базовому сценарию правительственного прогноза социально-экономического развития, в следующем году прирост вложений в основной капитал составит всего 1%. Причем расходы на инвестиции из федерального бюджета будут сокращаться по направлениям, важным для промышленников Свердловской области. Например, в транспортный комплекс, где некоторое оживление ожидается только в 2011–2012 годах. Конкуренция за деньги бюджета и контролируемых государством компаний усиливается, возможности сужаются, хотя и не исчезают полностью. Предполагается, например, что тот же УВЗ станет поставщиком вагонов для перевозки нефти в рамках первой очереди трубопровода В«Восточная Сибирь – Тихий океанВ». Вырастут вложения в капитал в энергетическом секторе, прежде всего в связи с необходимостью ликвидировать последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Участие в подобного рода инвестиционных программах для предприятий Свердловской области – жизненная необходимость. А для Александра Мишарина это хорошая возможность доказать региональному бизнесу, что с выходцем из федеральных структур можно работать не хуже, чем со старожилом Эдуардом Росселем.
Рубрики