Рубрики
Статьи

»Стратеги» собирают энергоактивы

»Стратеги» собирают энергоактивы
«Стратеги» собирают энергоактивыСобрание акционеров — мероприятие, носящее довольно протокольный характер: круг вопросов, решаемых на нем, описан в законе «Об акционерных обществах» и в общем-то стандартен. Главная же интрига прошедших собраний (а эти предприятия являются двумя самыми ликвидными представителями электроэнергетики на фондовом рынке) заключалась в том, что в ходе мероприятий должны были проявиться новые собственники компаний, виновные в весеннем взрывном росте цен акций этих эмитентов. Напомним, что реестры акционеров, имеющих право на участие в годовом собрании, были составлены по итогам 14 апреля для РАО «ЕЭС» и 11 апреля — для «Мосэнерго». Причем лидером весеннего роста были акции «Мосэнерго» — они с начала года подорожали в рублях на 51% к закрытию реестра и на 109% по состоянию на 3 июня. Акции же РАО «ЕЭС» к закрытию реестра подорожали скромно — всего на 3% в рублях с начала года. Однако по состоянию на 3 июня этот показатель выглядит уже намного значительнее — рост на 60,5%.
Под правительство МосквыСобрание акционеров «Мосэнерго» пролило свет на вопрос о том, кто стоял за скупкой его акций. Инвестиционная компания «Ренессанс-Капитал» аккумулировала порядка 12% акций компании, Гута-банк — примерно 5%, а правительство Москвы увеличило свою долю с 3% до около 8% путем скупки акций на рынке через Банк Москвы. В результате из семи новых членов совета директоров «Мосэнерго» трое — представители двух новых стратегических инвесторов.
Хотя вполне возможно, что скупка акций Гута-банком велась также в интересах столичной мэрии. Последняя уже давно находится в перманентном конфликте с энергетиками по поводу тарифов и качества обслуживания, а также грядущей реструктуризации «Мосэнерго» и даже пыталась инициировать смену гендиректора компании — Аркадия Евстафьева, ставленника материнской компании. Но, имея в собственности лишь 3% акций, мэрия ничего толком сделать не могла. Как считает Юрий Макеев из ЗАО «Инвестиционная компания Ай Ти Инвест», «правительство Москвы вряд ли ограничится имеющейся долей и будет пытаться увеличить ее до блокирующей. Для этого мэрии необходимо выкупить пакеты акции, принадлежащие «Ренессансу» и Гута-банку (если он действовал самостоятельно). «Ренессанс», вероятнее всего, готов расстаться с акциями «Мосэнерго», продав их мэрии со значительной премией».
В совокупности «Ренессанс», Гута-банк и правительство Москвы как раз владеют примерно 25% акций «Мосэнерго», поэтому такая сделка вполне вероятна — она в интересах правительства Москвы. Естественно, что до момента продажи «Ренессанс» будет стараться поддерживать котировки акций «Мосэнерго». Однако большинство аналитиков ожидают, что затем их ждет неминуемое резкое снижение. Апогеем же этой сделки станет скорее всего внеочередное собрание акционеров с целью переизбрания совета директоров в «Мосэнерго» и увеличения в последнем представителей правительства Москвы и области. Три представителя в совете директоров — это 23% голосов в нем. Вкупе с членом совета — представителем московской области — получается более 30% голосов в совете директоров, а это дает право вето на решения по ряду ключевых вопросов.
Кто реструктурирует РАО «ЕЭС России»Если интерес к акциям «Мосэнерго» базировался на желании правительства Москвы увеличить свою долю в этой крупнейшей региональной компании до блокирующей, то стратегические инвесторы РАО «ЕЭС России» исходили, судя по всему, из других побуждений.
Прошедшее общее годовое собрание акционеров РАО избрало в состав совета директоров компании шесть новых членов, в том числе трех представителей двух крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) — стратегических инвесторов, занимавшихся скупкой акций компании в конце прошлого — текущем годах. «Базовый Элемент» и группа МДМ провели в совет трех своих представителей, заручившись поддержкой почти 21% голосов акционеров. Вполне вероятно, что в результате скупки акций, продолжившейся уже после закрытия реестра акционеров, им принадлежит гораздо больший процент голосов. По данным журнала Выбери.by, лишь группа МДМ сконцентрировала в своих руках около 20% акций РАО. Портфельные инвесторы, ранее представленные в совете директоров тремя членами, сократили свое участие в этом органе до одного человека — им стал генеральный директор Vostok Energo Сеппо Ремес, получивший поддержку 5,6% голосов акционеров. Два других представителя портфельных инвесторов — Александр Бранис и Александр Лебедев, оскандалившиеся на днях нежеланием подписывать документ, обязывающий их отчитываться об операциях с акциями РАО и его «дочек», в совет не прошли. Остальные два новых члена вошли в совет директоров от Правительства РФ, контролирующего 52% акций РАО, однако общее количество представителей государства в совете осталось без изменения.
Теперь у портфельных и стратегических инвесторов 4 из 15 мест в совете директоров, что составляет 26,7% его голосов. В результате они получили право вето по ключевым вопросам, находящимся в компетенции этого органа. К таким вопросам относятся: участие РАО «ЕЭС России» в других организациях; привлечение долга, отношения между РАО «ЕЭС России» и дочерними предприятиями компании; повестка дня общего собрания акционеров дочерних предприятий РАО, включая вопросы реструктуризации и утверждение сделок с активами компании. Нужно отметить, что оставшиеся решения совета директоров проводятся простым большинством голосов, то есть влияние стратегических инвесторов на другие вопросы, вероятно, будет ограниченным. Впрочем, влиять на ход реструктуризации отрасли они и так смогут, а это и есть основная цель входа ФПГ в акционерный капитал РАО. По словам Анатолия Чубайса, только на покупку акций энергетического холдинга стратегические инвесторы потратили около $800 млн, а на акции его дочерних компаний — АО-энерго — еще $1,2 млрд.
Примечательно, что решающий голос в этой ситуации достался единственному представителю портфельных инвесторов в совете директоров. Аналитики ИГ «Атон» в этой ситуации замечают: «Представитель портфельных инвесторов, похоже, теперь будет обладать решающим голосом по вопросам, относящимся к указанным выше четырем ключевым областям, поскольку без них три голоса стратегических инвесторов будут составлять лишь 20% от общего числа голосов. Таким образом, хотя правительство по-прежнему остается крупнейшим акционером компании, новый состав совета директоров может привести к интересному развитию ситуации в ходе предстоящего реформирования отрасли».
«Стратеги» скупили отрасльРеструктуризация отрасли является одним из основных мотивов участия стратегических инвесторов в капиталах представителей электроэнергетики. Результаты двух собраний с точки зрения дальнейшей стоимости акций могут проявиться по-разному. Если большинство аналитиков склоняются к падению стоимости акций «Мосэнерго», то перспективы стоимости бумаг РАО «ЕЭС» оцениваются более оптимистично. В первую очередь это связано с возможностью обменять акции РАО на доли в создаваемых оптово-генерирующих компаниях (ОГК), а поэтому спрос на них потенциально будет сохраняться. Однако приход стратегических инвесторов в АО-энерго чреват повторением ситуации с «Мосэнерго» — падение стоимости акций после резкого взлета с одновременным уменьшением их ликвидности. Так, в прошедший понедельник четыре представителя группы МДМ вошли в совет директоров ОАО «Кузбассэнерго». В этой компании МДМ принадлежит примерно 36% УК. По некоторой информации, свои интересы эта ФПГ имеет примерно в 40 АО-энерго, владея пакетами разной величины в этих компаниях.
Концентрация крупных пакетов акций в руках стратегических инвесторов несет большой риск для фондового рынка, и без того не отличающегося разнообразием инструментов и эмитентов, а также ликвидностью. Так, по заявлению заместителя председателя правления РАО «ЕЭС» Дмитрия Журбы, доля акций энергетического холдинга, оставшихся в свободном обращении (free float), сократилась до 8%, а с учетом депозитарных расписок примерно до 21%. Хотя еще осенью этот показатель равнялся примерно 45%. Free float по акциям «Мосэнерго» снизился, по словам гендиректора УК «Тройка-Диалог» Павла Теплухина, до примерно 4%.
Эти цифры способны серьезно снизить обороты и ликвидность по акциям электроэнергетики, в большинстве своем и без того не отличающимся высокими показателями. Однако на смену выпадающему большому куску пирога фондового рынка ничего не приходит — нет новых эмитентов и первичных размещений. Это грозит увеличением общей волатильности рынка и снижением его привлекательности для инвесторов. Еще один вывод, который можно извлечь из ситуации, сложившейся в электроэнергетике, — ФПГ обладают финансовыми ресурсами для получения контроля над целыми отраслями.