Рубрики
Статьи

«Viberi» Страна рисков с Артемом Федоровым

«Viberi» Страна рисков с Артемом Федоровым
«Viberi» Страна рисков с Артемом ФедоровымК чему излишнее бюрократическое давление на граждан? Их, значит, обременять дозволено, а бизнес, особенно малый, – ни в коем случае. Он может обойтись без лицензии (считай, тех же прав), если ответственность застрахована. Так полагают высшие чиновники и примкнувшие к ним депутаты. Я думаю иначе. Наш бизнес послаблений не заслужил. Прекращается, скажем, лицензирование В«маршрутчиковВ», представляющих собой наибольшую угрозу дорожной безопасности после алкоголя. Что меняется для окружающих? Да ничего. Их ответственность и так застрахована по ОСАГО (по крайней мере, должна быть застрахована). Будет еще один полис, который в лучшем случае пойдет в дополнение к В«автогражданкеВ». Да и пусть будет, но только в дополнение к лицензии. Разумеется, она не гарантия добропорядочности лицензиата. Ее, как те же права, можно купить. Но можно и потерять, а это новые расходы. Не все водители избегают садиться за руль выпивши ввиду сознательности или страха лишиться прав, у некоторых просто нет денег откупиться на месте. Так же и здесь. Коррупция в среде инспекторов (не только автомобильных), подозреваю, естественное явление для России. Но чем строже закон по отношению к В«надзираемымВ», тем выше такса В«надзирающихВ» – нематериальные санкции трансформируются в материальные и сохраняют некоторую эффективность. Передавать эти функции страховщикам, полагая, что они будут предъявлять к своим клиентам сколько-нибудь высокие требования, бессмысленно. Во-первых, потому что коррупция процветает и в корпоративной среде, но ее эффективность сведена к нулю конкуренцией. Страховщиков много – не договорились с одним, сторгуетесь с другим. Во-вторых, следить за выполнением всех условий, которые сегодня называются лицензионными, компаниям накладно. Их несоблюдение едва ли послужит основанием для отказа в выдаче полиса.ЗАКОНЫ: Дума вновь займется страхованиемСтраховое лобби в парламенте нынешней осенью не останется без работы: интересы этого рынка затрагивает целая серия самых разных законопроектов.Во-первых, предстоит, наконец, решить вопрос с введением института саморегулируемых организаций (СРО) вВ страховании, для чего потребуются поправки в отраслевой закон. Де-факто СРО существуют – взять хотя бы Российский союз автостраховщиков. Деюре же они нужны для придания им кое-каких дополнительных полномочий – например, аттестации актуариев, заниматься которой Минфин, очевидно, счел для себя обременительным.На октябрь запланировано рассмотрение во втором чтении законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев особо опасных объектов. Напомним, первое чтение прошло еще вВ 2005В году, и дальнейшее рассмотрение документа неоднократно переносилось по различным причинам. Что, в принципе, неудивительно – интересы слишком многих сторон он затрагивает. Страховые суммы, объемы покрытия, принципы тарифной политики – предмет для торга обширен. В«Мы неприлично долго идем ко второму чтению. По сути, законопроект согласован со всеми ведомствами. И есть основания полагать, что все-таки он пройдетВ», – обнадеживает страховое сообщество депутат Александр Коваль.В повестке дня и новые обязательные виды страхования, в частности санитарно-эпидемиологическое (об этой инициативе В«Ф.В» писал в №В 22). Но, оказывается, не всякая В«обязаловкаВ» по душе операторам рынка. Совершенно не устраивает их законопроект В«Об обязательном экологическом страхованииВ», подготовленный в Совете Федерации. В«Удивительная вещь – все страховщики на экспертном совете выступали против него. Они считают, что в данном виде законопроект просто дает индульгенцию загрязнителям природной средыВ», – говорит Александр Коваль. По его словам, документ предполагает создание массы фондов и непонятных резервов. В«Очень интересная вещь – выгодоприобретателем по нему являются органы местной власти. И вообще акцент сделан на экспертизу всех этих загрязнителей, на оценку вреда, на составление сметы. То есть это законопроект для организаций, занимающихся данной деятельностью, а не для страхованияВ», – досадует депутат.Недовольны участники рынка и законопроектом о замене лицензирования некоторых видов деятельности страхованием ответственности. В ходе обсуждения эксперты предлагали даже В«похоронитьВ» его, В«поскольку документ требует глубокой концептуальной переработкиВ». В частности, тревогу вызвала трактовка рисков, которые страховщики должны защищать в соответствии с ним. В их число входят, например, злой умысел и банкротство. Участники рынка настаивают, что при страховании ответственности предприятий речь не должна идти о возмещении за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. По словам Александра Коваля, документ готовился в Минэкономразвития в спешке, поэтому потребуется серьезная доработка с точки зрения уточнения понятийного аппарата и приведения его положений в соответствие с нормами страхового законодательства.В ДОЛГИ: Со всем В«ДовериемВ» к гендиректоруРоссийский союз автостраховщиков продолжает выбивать долги со своих обанкротившихся членов.В частности, 45 млн рублей ему задолжала компания В«ДовериеВ», вылетевшая с рынка ОСАГО одной из первых. От реализации имущества страховщика много выручить не удалось – всего 4 млн рублей. И теперь юристы истца рассчитывают взыскать долги компании с ее владельца и гендиректора Виктора Рудницкого. Сумма претензий кВ нему составляет около 40В млн рублей.Согласно Гражданскому кодексу, акционеры не отвечают по долгам общества. Но вВ случае с Виктором Рудницким есть нюансы. В«Закон об акционерных обществах требует от топ-менеджеров компании добросовестного выполнения своих обязанностей. И в нем есть такая оговорка: если убытки причинены обществу вследствие виновных действий этих лиц, в данной ситуации генерального директора, они несут за это ответственностьВ», – поясняет юрист московской коллегии адвокатов В«Князев иВ партнерыВ» Игорь Симонов.Примеров, подобных В«ДовериюВ», хватает. В частности, весной текущего года лишилась лицензии страховая компания В«РеконВ», оставив после себя долги в размере 300 млн рублей. За компанией В«Инвестстрах-АгроВ» по-прежнему числится 9,7В млн рублей. В«АвтогражданскиеВ» обязательства потерявших лицензии страховщиков исполняются за счет фондов РСА, которые формируются из отчислений действующих компаний. Впоследствии союзу приходится через суд добиваться возмещения потерь.Росстрахнадзор, пытаясь внести свой вклад в борьбу сВ нерадивыми топ-менеджерами, стал вывешивать периодически обновляемый список разыскиваемых страховых руководителей. Значится в нем и Виктор Рудницкий. Недавно список пополнился еще 18В фамилиями, теперь вВ розыске находится 85 гендиректоров и главных бухгалтеров из 55В компаний.Размер компенсационных выплат РСА по обязательствам покинувших рынок компаний (по состоянию на 01.09.2008)В В ВыплатыСредняявыплатаСумма, внесенная в фонд РГколичествотыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.ВСЕГО22853858551,837,6138173в том числе:В В В В Авест13535391039,83014ЗСТСК55218473,033,51510Доверие146252431,935,92658ЕАСК50015802,231,6368СНГ114736307,931,71317Универсальный полис60823823,839,2480Фиделити-Резерв1617349,045,6286Наша надежда2116921,532,8293Росмедстрах138254263,939,34109ССО7470,767,2113Генстрахование3343132895,739,83603Природа1094982,245,7882Пирамида31712034,538,02990Генеральная СК8200292574,835,716872МРСС140060304,043,127160Агрис40312602,331,32382Рекон131056107,242,843189Зенит38817322,244,626947Источник: РСАВ УБЫТКИ: Ответственности В«ДетураВ» на всех не хватилоЛишь небольшая часть пострадавших от разорения компании В«ДетурВ» сумела получить возмещение ущерба.Дело в том, что страховая сумма, покрывавшая ее ответственность, составляла 10В млн рублей и полностью исчерпалась. Всего с момента первого обращения по факту неисполнения туроператором своих обязательств В«РосноВ» рассмотрело 260 заявлений граждан. Выплаты производились по 92 делам вВ интересах 310 человек. При этом общее число пострадавших исчисляется тысячами. Тем, на кого денег не хватило, придется самостоятельно добиваться справедливости, по сути, путь только один – обратиться в суд с иском к туроператору.Нехватка средств для удовлетворения всех претензий стала очевидной вскоре после объявления В«ДетураВ» банкротом. Однако руководство В«РосноВ» решило отказаться от идеи пропорционального возмещения убытков и не дожидаться заявлений от всех пострадавших. Во-первых, на это могло уйти несколько лет, во-вторых, страховая сумма вВ расчете на каждого оказалась бы ничтожно малой. Последовательные же выплаты быстро исчерпали лимит ответственности.Урок участниками рыка, впрочем как и законодателями, усвоен. Еще до конца года вВ Госдуму будут внесены поВ­правки к закону об основах туристической деятельности. Предполагается увеличение минимального размера застрахованной ответственности: для фирм, работающих на внутренних направлениях, он составит 1В млн рублей (вместо нынешних 500В тыс.), а компаниям, предлагающим зарубежные туры, придется страховаться на 50В млн, аВ возможно, и 100 млн рублей. Судя по всему, это окажется кстати – участники рынка подозревают, что у В«ДетураВ» появятся В«последователиВ» уже в ближайшее время.