«Viberi» Страховщики и ГАИ готовятся к Новому году
«Viberi» Страховщики и ГАИ готовятся к Новому годуУспеть до полуночи. Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) вступил в силу с 1 июля 2003 года. Согласно этому документу, с января 2004 года к незастрахованным водителям будут применяться штрафные санкции в размере от 5 до 8 МРОТ (500-800 рублей). Водители, не оформившие обязательный полис и решившие сесть в новогоднюю ночь за руль, рискуют испортить себе праздник. Тем более что, по словам президента Российского союза страховщиков (РСА) Евгения Кургина, определять величину штрафа будут именно сотрудники ГАИ. Поэтому любителям поспорить с инспектором придется скорее всего раскошелиться по максимуму — на 800 рублей.
По данным РСА, на 1 декабря 2003 года продано около 7 млн полисов ОСАГО, притом что всего в России зарегистрировано около 23-25 млн автомобилей. Поэтому Союз обратился к страховщикам, имеющим лицензию на «автогражданку», с просьбой перейти на 12-часовой рабочий день, отменить выходные и увеличить численность персонала в офисах продаж. Как признался генеральный директор СК «РЕСО-Гарантия» Сергей Саркисов, даже в этом случае компании вряд ли справятся с наплывом клиентов перед Новым годом. «До конца текущего года мы сможем продать около 3 млн обязательных полисов», — считает глава РСА Евгений Кургин.
Кто виноват? Главными виновниками того, что большая часть автолюбителей (более 15 млн человек) до сих пор не застраховалась, страховщики считают депутатов. В октябре народные избранники приняли в первом чтении пресловутые поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие перенос «автогражданки» и применения штрафных санкций на год. В результате автовладельцы заняли выжидательную позицию.
Подлили масла в огонь и сами водители. Верховный суд РФ 7 октября удовлетворил иск Вильдана Афлентова и Алексея Королева и признал недействующим коэффициент 1,5, применяемый к транспортным средствам мощностью двигателя от 120 до 160 л. с. Истцы потребовали предоставить статистику, которая бы доказывала, что количество лошадиных сил у автомобиля влияет на уровень аварийности. Ее у Минфина РФ не оказалось (см. «Выбери!by» № 31). Правительство, которое как раз и устанавливает тарифы, решило обжаловать это решение и подало соответствующую жалобу. Кассационная коллегия ВС рассмотрела ее только 11 декабря и удовлетворила требование кабинета министров оставить коэффициенты и тарифы без изменений.
Многоликий страхнадзор. Негативную рекламу «автогражданке» создают и сами представители страхового сообщества. Председатель департамента страхового надзора (ДСН) Минфина РФ Константин Пылов, который, кстати, входит в президиум РСА, недавно заявил, что некоторые члены Союза не исполняют принятых на себя обязательств по взаимному урегулированию убытков по ОСАГО. Выяснить, какие компании имел в виду Константин Пылов, журналу «Выбери!by» не удалось ни в РСА, ни в ДСН. Участники рынка даже не слышали о подобных проблемах и не исключают возможности, что это заявление вызвано борьбой за влияние в руководстве Российского союза автостраховщиков.
Между тем еще в июне, когда страхнадзор выдавал лицензии по ОСАГО в «пожарном» порядке, эти разрешения получили некоторые неблагонадежные компании. Об этом сообщил журналу «Выбери!by» источник, близкий к ДСН. Имена этих страховщиков держатся в строжайшем секрете. В таблице приведены результаты деятельности малоизвестных компаний, уставный капитал которых составляет около 10 млн рублей (его минимальный размер по закону должен равняться 3 млн рублей). Выяснилось, например, что в ДСН нет данных о сборах и выплатах ОАО «»Страж» им. С. Живаго» по итогам первого полугодия 2003 года. А «Лидер» за это время выплатил денег больше, чем собрал.
Уже в ходе реализации закона об ОСАГО стало ясно, что при оформлении договоров существуют «подводные камни», на которые зачастую никто из водителей не обращает внимание. Например, в паспорте транспортного средства в графе «мощность» указано 52 кВт/70 л. с. Если считать по лошадиным силам, то при расчете стоимости обязательного полиса применяется понижающий коэффициент 0,7. Если же переводить кВт в л. с., мощность автомобиля составляет 70,72 — коэффициент 1. В СК «Авест», например, сообщили, что применяют именно второй вариант. «В противном случае у автовладельца могут возникнуть проблемы при урегулировании убытков» — сообщили в компании.
Показатели деятельности некоторых членов РСАНазвание компанииРазмер уставного капитала, тыс. руб.I полугодие 2003 г., тыс. руб. взносывыплатыООО «Сервисрезерв-Ковров» 960044 95637 192ООО «Московия» 550026 7254506ОАО «»Страж» им. С. Живаго»4000НетНетЗАО «Инвестиции и финансы» 457810 0262217ОАО «Лидер» 10 0001 556 860173 924ОАО «Генеральная страховая компания» 350052 72716 652ЗАО «Доверие» 900087001587ОАО «Регион» 10 01061 98328 540ООО «Айболит» 7545266 875225 690ОАО «ЭНИ» 700025 2702731ОАСО «АСТРО-ВОЛГА» 500082 49127 889ЗАО «Самара-Аско» 7766254 17349 251ООО «Уралкооп-Полис» 502734551614ЗАО «АСТЭК» 355031501170ООО «Ангара» 684817 4025878ОАСО «Защита-Находка» 950025 6597612СОАО «Пирамида» 10 00042 24429 252Источник: Минфин России
Рубрики