«Viberi» Стоп, машина!
«Viberi» Стоп, машина!Если смотреть на голые цифры, характеризующие развитие российского авторынка в минувшем году, то на ум поневоле приходит выражение В«пир во время чумыВ». Еще бы: в 2008 году автомобильный рынок стал одним из немногих в стране, который не только не показал отрицательную динамику, но и продемонстрировал более чем внушительные темпы развития. Судите сами: согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вВ 2008 году в России было продано 2,08 млн иномарок, что на 26% больше, чем годом ранее. При этом лидером года по продажам стала марка Chevrolet (235,5 тыс., рост 24%), второе место занял Hyundai (192,7 тыс., 30%), третье – Toyota (190 тыс., 31%). АВ если учитывать, что, по данным ИФК В«МетропольВ», вВ России в 2008 году было продано около 700 тыс. отечественных авто, то с учетом иномарок российский авторынок прочно занял второе место по объему в Европе, уступив только традиционному лидеру – Германии – с ее 3 млн машин. В«Если рассматривать ситуацию в целом, то мы очень довольны итогами годаВ», – оптимистично резюмирует гендиректор В«Фольксваген груп русВ» Мартин Ян. Тем более, что, по данным аналитического агентстВва В«АвтостатВ», средняя стоимость одного автомобиля, реализованного на российском рынке в прошлом году, составила $22 тыс., что на 14% больше показателя 2007 года. Насколько упадут продажи? Однако на перспективы наступившего года игроки смотрят уже не так оптимистично. По прогнозу АЕБ, в 2009 году продажи машин в России могут откатиться на уровень 2006-2007 годов: аналитики Ассоциации называют цифру в 2,4 млн новых машин, что на 19% меньше, чем в 2008-м. В«Это усредненный показатель – его мы получили на основе прогнозов продаж всех моделей производителей, входящих в нашу АссоциациюВ», – объясняет методику подсчета Мартин Ян. Однако большинство аналитиков полагает, что цифра падения будет намного существеннее. В«Не удивлюсь, если продажи упадут до 1,8–1,5 млн машинВ», – говорит директор аналитического агентства В«АвтостатВ» Сергей Целиков. Падение авторынка в 30–40% предрекает и аналитик БКС Севастьян Козицын: В«Это произойдет из-за обвала рынка кредитования, массовых увольнений и сокращения зарплатВ». А по мнению замначальника аналитического департамента В«Арбат КапиталаВ» Алексея Павлова, свою роль в падении рынка сыграет и стремительная девальвация рубля. В«Она, как и повышение таможенных пошлин, приведет к существенному росту цен на импортные автомобили в рублевом выражении, – рисует черное будущее автодилерам Алексей Павлов. – А если к этому добавить сворачивание банками программ по автоВкредитованию, то продажи иномарок могут и воВвсе снизиться в два разаВ». В«АвтовазВ» в предвкушении. Какие же автопроизводители будут чувствовать себя хуже других на фоне общего кризиса продаж в 2009 году? В«Сильнее всего просядет средний сегмент, то есть машины, стоимость которых начинается от $20 тыс., – полагает Сергей Целиков. – Поэтому таким маркам, как, например, Mitsubishi иВ Peugeot/Citroen, яВ бы сегодня не позавидовалВ». АВ вот дорогие модели и премиум-класс, по мнению эксперта, в наступившем году сохранят свои рубежи, хотя и роста в этих секторах ждать не стоит. В«Что же касается дешевых бюджетных иномарок ценой $12–14 тыс., то спрос на них наверняка увеличится, – предрекает Севастьян Козицын. – Поэтому такие марки, как Renault, наверняка существенно улучшат свои позиции на рынкеВ». Но больше всего от нынешнего кризиса, похоже, выиграет В«АвтовазВ». Опрошенные В«Ф.В» эксперты в один голос отмечают, что волжский автозавод сегодня находится в более выгодных условиях, чем его конкуренты, учитывая дешевеющий рубль иВ анонсированную государством программу поддержВки покупателей недорогих автомобилей отечестВвенной сборки. В«Продажи В«АвтовазаВ» в текущем году наверняка останутся на уровне 2008‑го, но из-за девальвации рубля и увеличения цены ввозимых из-за границы иномарок его доля на российВском рынке может увеличиться с 23% до 30–35%В», – полагает Сергей Целиков. В Топ-10 лидеров российских автопродаж в 2008 годуМестоБрэндПродано, шт.Рост за год, %1Сhevrolet235466242Hyundai192719303Toyota189966314Ford18682865Nissan146547266Mitsubishi111567117Renault10807078Opel98800499Daewoo95510510Honda89152131Источник: АЕБВ
Рубрики