Рубрики
Статьи

Стихия пронеслась мимо полиса

Стихия пронеслась мимо полиса
Стихия пронеслась мимо полисаПока страховые компании не сталкиваются с наплывом обращений со стороны россиян, пострадавших в результате цунами на курортах Индийского океана. В «Росно» «Выбери!by» сообщили, что в регионе, затронутом стихией, находилась не одна тысяча клиентов этой компании. К счастью, большинство российских туристов не попали под основные ее удары. «Заявления в сервисную компанию, конечно же, поступали (от 15 человек), но все они касались нетяжелых случаев, когда требовалась амбулаторная медицинская помощь. Сведений о смертельных случаях нет», — рассказывает начальник отдела страхования путешественников центра медицинского страхования «Росно» Александр Шваб.
Согласно сведениям Военно-страховой компании, на момент цунами в странах, затронутых стихией, находились около 400 ее клиентов. По предварительным данным, трое из них сегодня числятся пропавшими без вести. При этом заявлений о страховых случаях в компанию пока не поступало. Получить информацию от «Ингосстраха» — другого крупного оператора на рынке страхования выезжающих за рубеж не удалось.
Как отмечает Александр Шваб, «о размерах возмещений станет известно, когда придут счета за медицинские услуги. Но однозначно можно сказать, что таких выплат, как после Табы, не ожидается». Напомним, в результате терактов в этом египетском городе в ночь с 7 на 8 октября прошлого года погибли 34 человека, в том числе 9 россиян. Общая сумма выплат по тем событиям до сих пор уточняется. Но в «Росно», где была застрахована основная масса пострадавших из числа российских туристов, полагают, что ее размер в части, покрываемой этой компанией, составит не менее $65 тыс.
Незаметный полис. Столь незначительные объемы возмещений с учетом масштаба бедствия объясняются не только сравнительно низким числом пострадавших, многим из которых помощь оказывалась по линии государства. Гораздо больше туристов, избежав травм и увечий, попрощались со своим багажом и документами. А в этой ситуации страховщики помочь могут далеко не всем. Дело в том, что большинство россиян, выезжающих на отдых, приобретают полисы у своих туроператоров. «Как правило, клиент туристической компании даже не задумывается о том, есть у него такой полис или нет и сколько он стоит. Путешественник получает его в пакете других документов», — поясняет начальник отдела страхования выезжающих за рубеж компании «Согласие» Олег Штында. Однако дешевые полисы, реализуемые многими турагентствами, включают в себя лишь минимум страховых услуг: оплату экстренной медицинской помощи и медико-транспортных расходов, репатриации тела погибшего туриста. Туроператоры идут на это, чтобы не увеличивать стоимость всего турпакета. Поэтому клиенту лучше поинтересоваться, что входит в предлагаемый полис.
Далеко не все путешественники знают, что могут выбирать самые разные программы страхования. Они могут включать в себя стоимость госпитализации, хирургического вмешательства, амбулаторного лечения, медикаментов, экстренной стоматологической помощи. Целый ряд опций страхового пакета связан с иными непредвиденными расходами, начиная с оплаты проезда и проживания близкого человека с пострадавшим туристом и заканчивая организацией возвращения домой несовершеннолетних детей, оставшихся без присмотра. Дополнительно страхуются гражданская ответственность путешественника и его имущество. Но обращения в связи с такого рода ущербом после цунами пока единичны.
Все не застрахуешь. Но не все объясняется одной лишь неосмотрительностью туристов. Так, например, россияне, столкнувшиеся с проблемой возвращения на родину после отмены ряда чартерных рейсов, не могли рассчитывать на страховую помощь (оплату перелета регулярными рейсами, размещения в гостиницах) по той простой причине, что такие услуги сегодня не предлагаются. В схожей, но менее печальной ситуации оказались несостоявшиеся путешественники, которые купили тур, но отказались лететь в зону стихийного бедствия. И это проблема не только российских туристов. Страховка от невыезда в этом случае не помогает. «Отмена поездки по причине стихийных бедствий, военных действий и подобных катаклизмов не входит в перечень причин, которые признаются страховым случаем по данному договору. Это стандартный форс-мажор. Был всплеск интереса со стороны клиентов к такому страхованию, но увы», — констатирует Александр Шваб.
Руководитель центра страхования туристов Военно-страховой компании Марина Меликьян считает перспективы появления соответствующих продуктов довольно неопределенными. «Достаточно сложно объективно оценить невозможность выезда человека. Да, в случае с цунами, когда смыло целые побережья, ситуация очевидна. Но вот, например, в том же Китае, пока его власти официально не объявили об эпидемии атипичной пневмонии, трудно было бы говорить о правомерности страховых выплат при отказе от поездки. Может быть, такой продукт и появится, но к этому надо очень серьезно готовиться, изучать статистику по всему миру, чтобы оценить уровень риска». Но пока даже риск терроризма предусматривают лишь немногие российские операторы, он по-прежнему считается стандартным исключением из покрытия при страховании туристов.
Цены непоколебимы. Столь масштабное бедствие, как цунами в Юго-Восточной Азии, наводит на мысли о том, что туристическая страховка может подорожать. Однако мнения на этот счет среди экспертов разделились. «Все дело в том, что изначально этот рынок был построен на демпинге. Каждая страховая компания понимает, что увеличить стоимость полиса — значит потерять клиента», — комментирует Олег Штында. Несколько иной точки зрения придерживается начальник управления медицинского страхования компании «Россия» Алексей Чупеев: «Происшедшие стихийные бедствия могут спровоцировать пересмотр и изменение тарифов как российских, так и зарубежных страховых компаний в сторону увеличения по некоторым туристическим направлениям». Кроме того, возможно повышение спроса на более дорогостоящие страховые продукты с повышенными страховыми суммами и расширенным набором рисков.