Рубрики
Статьи

«Viberi» Ставка на экологию

«Viberi» Ставка на экологию
«Viberi» Ставка на экологиюВ компании Reactive Rectification Technology (RRT) разрабатывается новая технология производства экологически чистых высокооктановых компонентов, нужных для выпуска бензина по стандарту «Евро‑5». Однако в нефтегазовой России инвестора нашли с большим трудом. «Договориться было очень сложно, – вспоминает один из основателей проекта Олег Гиязов. – Некоторые чуть ли не матом посылали, объясняя, что главное – не качество, а объемы и прибыль с теневого рынка». Энтузиастам предлагали одуматься и «гнать» низкокачественный бензин для сбыта по черным схемам. Однако полууголовная деятельность показалась Олегу Гиязову и его партнеру Олегу Парпуцу малопривлекательной. Они все же нашли инвестора и теперь в собственной лаборатории разрабатывают технологию получения экологически чистого топлива, патент на которую оформили в США. Теперь они ориентируются на зарубежных партнеров. «Мы не питаем иллюзий по поводу российского рынка. Проще прийти на него уже с известным международным именем», – уверены они.Моделируя реальность. Оба предпринимателя – специалисты в нефтехимической промышленности. Вместе занимались проектами для китайских компаний, работали в одном из ведущих питерских прикладных институтов, разрабатывающих нефтехимические процессы. В 2010 году они ушли в свободное плавание и своими руками создали лабораторию Reactive Rectification Technology. «Еще на старой работе в научно-исследовательском институте я проводил эксперименты на установках, затем вместе с Олегом выполнили дополнительные расчеты. Мы поняли, что можно создавать высокоэкологичный бензин, используя собственные катализаторы, и производить качественное топливо», – рассказывает Олег Парпуц. Суть идеи заключается в совмещении реактора по переработке нефти с системой разделения. В результате один аппарат Гиязова – Парпуца заменяет шесть единиц оборудования, что значительно удешевляет процесс нефтепереработки. Одновременно технология позволяет добиться полного отсутствия бензола в конечном продукте. В итоге получается дорогая высокооктановая добавка к базовым бензинам. Решение организовать свою компанию возникла после того, как попытка внедрить разработки на прежнем месте работы была встречена с равнодушием. Предприниматели пытались привлечь частные инвестиции, совершив распространенную для российских изобретателей ошибку, – не имея бизнес-плана. Аргументом служила только демонстрация математической модели, на базе которой планировалось создать технологию производства. Но формулы мало что говорили инвесторам. Доказать перспективность идеи лишь с их помощью партнеры не смогли.С точки зрения рынка подход для инвесторов абсолютно верный. Любому стартапу нужны не просто научные изыскания, но и менеджеры, которые в состоянии управлять бизнесом. Множество проектов заглохло просто потому, что руководитель был прекрасным ученым, не способным освоиться в коммерции. Но в данном случае сочинять детальный бизнес-план так и не пришлось – повезло.Тополь на Плющихе. На основании модели инвестировал фонд Foresight Ventures, портфель которого ныне состоит почти из одних интернет-проектов. Фонд создали Владислав Свиблов из отдела инвестиций «Росбилдинг» и основатель компании Cloudmach, разрабатывающий трехмерную графику для браузеров, Андрей Казаков. Они инвестируют в IT‑проекты на ранних стадиях. В числе активов – поисковая сеть деловых контактов SaEx.ru с размером посевных инвестиций в $2–3 млн, а также сервис для бронирования отелей и билетов Intelligence, ориентированный на жителей США. Фонд был основан в 2010 году. Сегодня в проекты они вкладывают $300–500 тыс., в разработки на «ангельских» стадиях – $50–100 тыс. По словам Андрея Казакова, в RRT они инвестировали в отсутствие готовой стратегии фонда, когда еще не было выбрано поле для инвестиций. «Нам хочется повторить успех Facebook или Groupon, и сегодня мы вкладываем деньги в то, в чем разбираемся, то есть в IT-стартапы, – говорит Андрей Казаков. – Но в случае с ребятами сработало внутреннее чутье». Все же в утверждении проглядывает лукавство.Инвесторы уверяют, каждый пятый стартапер в России хочет повторить судьбу Марка Цукерберга и сорвать удачу в интернете. А в результате гонятся за быстрой окупаемостью и не спешат вкладывать деньги в долгосрочные проекты (даже потенциально революционные и экологически грамотные). «Сегмент IT более популярен, потому что у всех на виду успех Google, Facebook, Skype. Инвесторы хотят найти проекты, подобные вышеперечисленным, поэтому в этой сфере «кладоискателей» больше», – говорит ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Директор направления «Корпоративные финансы» инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Арсений Даббах подчеркивает: более 70% таких идей были разработаны еще в советские времена. С ними согласна президент НАИРИТ Ольга Ускова: «Российские инвесторы предпочитают вкладывать в новые идеи строительных материалов, в фармакологию и робототехнику. Конечно, и в сферу IT, чтобы развивать мелкие проекты за небольшие вложения. Срок окупаемости таких проектов – 3 года, в то время как крупные вложения в высокотехнологичную компанию с идеями экологически чистого производства – 10 лет», – рассуждает эксперт.По статистике венчурных фондов в Германии около 40% стартапов несут ту или иную экологическую направленность, а проекты, занимающиеся вопросами удешевления топлива, очистки воды и экономии электроэнергии, имеют больше шансов выиграть государственный грант. В России единой статистики пока нет, источником служат данные отдельных фондов. Индикатором венчурного рынка является Российская венчурная компания (РВК), большая часть средств которой в течение 2010 года пришлась на медицину и фармацевтику, а доля вложений в промышленное производство снизилась более чем на 40%. В «Финаме» отмечают: чтобы получить инвестиции в биотехнологии, нужно спрогнозировать показатели роста, а квантовые вычисления и экотехнологии еще пару лет назад были больше похожи на мечты о вечном двигателе. «В США и в Европе биотехнологии – привлекательная отрасль. Российскому государству такие проекты не нужны, поэтому компаниям проще реализовывать себя на международном рынке и выигрывать европейские гранты», – считает Ольга Ускова. Фонд инвестировал в RRT примерно $1 млн – столько, по оценкам экспертов, стоит оборудование и эксплуатация лаборатории. Олег Гиязов и Олег Парпуц еле уложились в бюджет первого этапа: стоимость перевозки сырья в России оказалась гораздо выше запланированной. К тому же, пришлось столкнуться с коррупцией на таможнях. Но сегодня это компания с уникальной технологией переработки топлива, отличие которой – в объединении процессов реакций и дистилляции с лабораторией, в которой установлены двойной реактор и три турбины. Затраты на работу лаборатории без учета расходов на сырье составляют примерно $10 тыс. в месяц.Сейчас RRT ищет инвестора для вложений на сумму в $2–3 млн. Партнеры рассчитывают на поддержку со стороны «Сколково». Они уже подали заявку и ждут результатов экспертной комиссии. На этот раз с бизнес-планом: компания намерена зарабатывать на продаже лицензии и технологического пакета на производство топлива. Предприниматели рассчитывают, что сумма одной сделки составит $6–8 млн. Переговоры с несколькими крупными компаниями уже идут. Стартаперы уверяют, что через 5 лет при оптимистичном прогнозе выручка компании составит $50 млн.Далекие плюсы. В качестве CEO удалось привлечь бывшего вице-президента по нефтепереработке ТНК-BP Дага Харриса, на международные связи которого в RRT очень рассчитывают. В планах – конкуренция с такими компаниями, как международная CDTECH, разрабатывающая высокооктановое топливо.Энтузиазм инженеров-химиков разделяют не все. «На начальном этапе многие рассказывают, какие они замечательные. Выживают единицы», – говорит директор департамента инвестиций и экспертизы Российской венчурной компании Ян Рязанцев. Представитель российского отделения CDTECH Олег Павлов, на которую равняются стартаперы, уверен: выйти на американский рынок без поддержки невозможно. Поскольку рынок уже насыщен, пул игроков сформирован, правила и налоговое законодательство жестко закреплены. То есть места для маневра не осталось. «Большинство подобных российских компаний, попав на международный рынок, просто растворились в крупных инженерных фирмах. Выжили только 2%», – говорит Олег Павлов. На российский рынок выходить с таким проектом еще сложнее. Здесь, по словам представителя CDTECH, крупные заводы предпочитают работать с проверенными игроками рынка и старыми продуктами, а войти в доверие можно только благодаря хорошим связям. «В России большинство компаний просто не заинтересованы в новых технологиях, им проще снизить расходы на разработки. Например, крупной нефтеперерабатывающей компании важно быть уверенной в финансовой состоятельности фирмы. В случае форс-мажорной ситуации разработчики технологий должны выплатить штраф», – рассказывает Олег Павлов. Его вариант лучшего сценария для компаний, подобных RRT, – довести продукцию до опытно-промышленной стадии и выгодно продать себя крупному игроку или работать с американской компанией, отдавая ей прибыль на рынках Европы, но обладая эксклюзивными правами в России и Китае.Дмитрий Баранов из «Финама» уверен: конкуренция на американском рынке возможна только при условии серьезных вложений, а как раз в России таких идей не хватает. Но горизонт инвестирования составит 8–10 лет, и потребуются весьма значительные затраты на построение каналов продаж и информирование потребителей о преимуществах такого топлива. Предприниматели из RRT настроены оптимистично и уверены: аналога их технологии нет. Раз так, дело за малым – найти следующего крупного инвестора и привлечь крупных покупателей.