Рубрики
Статьи

«Viberi» Standard & Poor’s ждет краха российских банков

«Viberi» Standard & Poor’s ждет краха российских банков
«Viberi» Standard & Poor’s ждет краха российских банковЕгипет, Турция, Россия…Если верить экспертам Standard & Poor’s, России удалось за годы, прошедшие после кризиса, восстановить свои финансовые рынки и достичь определенных успехов в проведении экономических реформ. Зато в том, что касается банковской реформы, нашей стране похвастаться нечем. По уровню риска российская банковская система находится где-то в одном ряду с Китаем, Индонезией, Турцией и Египтом. И это при том, что в Китае, по оценкам западных экспертов, от 30% до 40% банков являются «неблагонадежными», в Турции банковская система вообще находится в состоянии перманентного кризиса, Индонезия только-только начала оправляться после всевозможных финансовых потрясений, а Египет в январе этого года пережил весьма значительную девальвацию национальной валюты, что не могло не сказаться самым отрицательным образом на благополучии египетских банков. Так что России особенно нечем гордиться: список, в который занесли ее эксперты S&P;, не является элитным.
Правда, если у Египта, Турции и Индонезии финансовые проблемы носят вполне реальный характер, то в случае с Россией речь на сегодняшний день идет о гипотетических проблемах, которые в принципе могут породить банковский кризис. При условии, конечно, что они возникнут. Например, если цены на нефть упадут до $15 за баррель. Правда, по мнению многих российских и западных аналитиков, вероятность подобного развития событий невелика. То есть упасть котировки нефтяных контрактов до подобных уровней, конечно, могут, а вот продержаться на этих рекордно низких отметках в течение долгого периода — вряд ли. «Подобная ситуация была бы невыгодна прежде всего для стран ОПЕК, экономика которых является еще менее диверсифицированной, чем экономика России», — считает аналитик по нефти и газу британской компании Prudential Bache International Кристоф Белью. Так что даже в случае реализации самого пессимистичного прогноза котировки нефтяных контрактов скорее всего снизятся до приемлемых для России уровней в $18-20 за баррель. Это позволит большинству российских банков уцелеть.
Однако эксперты S&P; предпочитают в своих оценках исходить из того, что внешнеэкономическая конъюнктура будет складываться для России крайне неблагоприятно. В этом случае, подчеркивают они, нового банковского кризиса России не избежать. Хотя бы потому, что соотношение вероятной величины валовых проблемных активов к сумме кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям оценено в 50-75%. Между тем стабильная банковская система предполагает колебания этого показателя на уровне в 15-20%. И если российские банки, такие как Внешторгбанк и Сбербанк, по размеру капитализации уже сравнялись и даже обогнали некоторые восточноевропейские банки, то по степени устойчивости им по-прежнему далеко до своих коллег из Польши, Чехии, Венгрии или Германии.
«Карманный» — не значит «надежный»Список бед, которые мешают нашим банкам жить, не изменился. По утверждениям экспертов S&P;, настораживает прежде всего тот факт, что российские банки допускают необычно высокую по международным меркам концентрацию бизнеса на отдельных клиентах. Так же как и шесть лет назад, наши банки предпочитают иметь дело с узким кругом крупных компаний. «У крупнейших частных российских банков, получивших наш рейтинг, на долю десяти основных заемщиков приходится порядка 40% ссудного портфеля, что соответствует почти 200% их собственного капитала», — отмечается в исследовании международного рейтингового агентства. У некоторых ведущих банков, подчеркивают эксперты S&P;, эти показатели даже выше. При этом «сторонние» компании кредитуются в них крайне неохотно, а зачастую банки вообще занимаются исключительно обслуживанием финансовых интересов отдельных крупных корпораций. Такие «карманные» банки, как считает главный экономист московского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль, по сути, не являются банками, так как не выполняют главной функции, предписанной им законами экономики, — не сберегают средства населения и не кредитуют реальный сектор экономики.
Казалось бы, наличие столь сильной опоры в лице финансово-промышленной группы, с которой работают «карманные» банки, должно оберегать их от возможных потрясений. Однако опыт августа 1998 года свидетельствует об обратном. Тогда многие крупные корпорации предпочли пожертвовать своими «дочерними» банками. «Наиболее яркие примеры — ОНЭКСИМбанк, оказавшийся без поддержки группы «Интеррос», банк «Российский кредит», оставленный на произвол судьбы «МеталлоИнвестом», и банк «Империал», не получивший никакой помощи от своих миноритарных акционеров — «ЛУКОЙЛа» и «Газпрома», с которыми этот банк, кроме всего прочего, был связан большим объемом бизнеса», — утверждают эксперты Standard & Poor’s.