Рубрики
Статьи

«Viberi» Ссуда на парус

«Viberi» Ссуда на парус
«Viberi» Ссуда на парус«Недавно я купил квартиру в Химках недалеко от водохранилища, но на работу просто не доехать, постоянные пробки. Теперь в планах покупка гидроцикла, поскольку ближайший причал буквально в двух шагах от дома, и заторов на воде пока нет», – рассказывает «Выбери!by» столичный бизнесмен, пожелавший остаться неназванным.
Ряд банков – в их числе Сбербанк, МДМ-банк, банк «Петрокоммерц», Бинбанк и Банк проектного финансирования (БПФ) – предлагают специальные кредитные программы на приобретение маломерных судов. «Мы кредитуем на покупку плавсредств за $40–60 тыс., – рассказывает начальник кредитного управления БПФ Станислав Гундар. – Купить роскошную яхту на эти деньги не получится, а вот катер со стационарным или подвесным мотором большой мощности – можно». Минимальная сумма кредита на катер составляет $10 тыс. (Бинбанк), максимальная зависит от стоимости акватранспорта и платежеспособности заемщика. Минимальная ставка по аквассудам в Сбербанке – 11% в рублях в рублях, машину там же можно приобрести под 9%.
Черная метка. В отличие от автокредитов, ставка по которым остается неизменной в течение всего срока действия договора, проценты по аквассудам у некоторых банков могут снижаться. «С момента фактической выдачи кредита до оформления имущества на заемщика проходит некоторое время, в течение которого ставка чуть выше. В нашем банке она составляет 16% годовых в рублях, а после оформления залога снижается до 14%», – комментирует Станислав Гундар. Дело в том, что водный транспорт является недвижимым имуществом, а залог на него должен регистрироваться. Данные заносятся в реестр специализированных организаций. Для небольших катеров, яхт и гидроциклов это Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), для остальных плавсредств – Управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте (УГНВТ). Эти органы ставят плавсредства на учет и выдают документ, подтверждающий право собственности – судовой билет. При смене владельца судно снимается с учета и заново регистрируется новым хозяином. Но перед этим государственные инспекторы обязаны проверить техническое состояние водной машины и всех документов на нее, а затем занести информацию в свой реестр. «А там уже хранится отметка об обременении, поэтому продать судно без согласия залогодержателя никак не получится», – уверяет старший государственный инспектор центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Москве Николай Поликарпов. – А вот продать заложенный автомобиль (и другое движимое имущество, залог на которое не регистрируется), не составит труда – для этого продавцу достаточно обратиться в ГИБДД и заявить об утере паспорта транспортного средства (ПТС), который хранится в банке до полной выплаты долга. Получить новый ПТС и оформить машину на другого владельца легко, так как информация о залоге нигде «не всплывает».
Переплата за риск. При получении аквакредита необходимо приобрести полис каско. «По сути, страхование водного транспорта является аналогом автокаско, – поясняет начальник отдела транспортного страхования «Росно» Алексей Лазарев. – Вся разница в рисках: в случае с водным транспортом страхуются также гибель и повреждения, возникшие вследствие столкновения с подводными и надводными объектами, с другими плавсредствами».
Цена полиса может колебаться от 0,35% до 1,5% от стоимости покупки, в зависимости от вида водной машины. Например, если вы решили взять ссуду на катер на сумму $30 тыс., страховые расходы в «Росно» составят 1,7% или $507. Полис покрывает риски, связанные с повреждением и гибелью судна (включая расходы на спасание). Страховка на машину стоимостью $30 обойдется в $8,9 тыс. по ОСАГО, и в $2,5 тыс. – по каско. Таким образом, застраховать плавсредство обходится значительно дешевле, чем автомобиль. Поэтому, несмотря на то, что ставки по аквакредитам выше автоссуд, за счет страховки конечные затраты заемщика в первом случае оказываются меньше, как видно на примере банка «Петрокоммерц».
Золотая стоянка. Весной прошлого года житель Челябинска Роман Ковалев взял кредит на покупку водного скутера: «У меня дача на озере, и я подумал – почему бы и нет? Выбрал скутер Yamaha за $30 тыс., почти половина этой суммы у меня была». За кредитом заемщик обратился в местный филиал банка «Ак Барс». Там ссуда выдавалась по одной из схем автокредитования: заем на год выдавался по ставке 9,9% в валюте и первоначальном взносе в 25%. «На момент получения кредита мне было 23 года, поэтому банк потребовал дополнительное поручительство с места работы, – добавляет Роман Ковалев. – В остальном, кроме документов на Yamaha, никаких дополнительных бумаг у меня не попросили». Однако Роман Ковалев считает ссуды на покупку акватранспорта неудобными: «Если снова встанет необходимость, я лучше возьму потребительский заем, который проще оформить – решения же по аквакредиту я ждал две недели, еще неделя ушла на оформление скутера в залог». Правда, не факт, что потребительский кредит удастся получить быстрее, так как, скорее всего, тоже придется оформлять залог, ведь суммы, выдаваемой в рамках беззалоговых займов, может не хватить на покупку водного транспорта.
Как убежден сотрудник столичного банка, пожелавший остаться неназванным, аквакредиты неудобны и самим кредиторам: «Скажем, происходит дефолт по ссуде, и до момента продажи залога банк вынужден арендовать место у причала и платить за обслуживание катера, а это затратно». С этим согласен замдиректора яхт-клуба «Нептун» Евгений Никитенко: «Если стоянка автомобиля стоит в среднем 1000–1500 руб. в месяц, то место у причала для небольшого катера обойдется где-то в $300–500». В статье расходов окажутся оснастка, техобслуживание, обработка днища судна – все это выливается в астрономические суммы. «Нужно здраво оценить свои возможности, ведь занять средства и купить корабль легко, а найти деньги на последующее обслуживание и содержание намного сложнее», – предупреждает замдиректора «Нептуна».
Условия по аквакредитамБанкСрокВалютаСтавка, % годовыхСумма кредитаСумма первоначального взноса, % от стоимости плавсредстваДополнительные комиссииБинбанк1–3 и 5 летрубли1год – 16 2 года – 16.5 3 года – 17 5 лет – 18Min – 10 тыс. руб.Max – 3,5 млн руб. Min – 20Max – 99 6 тыс. руб. – за организацию кредита*, 10 тыс. руб. – за несвоевременное переоформление страховки, 1?тыс. руб. – за возникновение просроченной задолженности и 50% на сумму просрочки по основному долгу, 2% – за досрочное погашение (до 6 мес.)Петрокоммерцот 1 до 5 летрублиДо 3 лет – 16 (если первоначальный взнос от 30% до 50%) и 14 (если внесено более 50%)До 5 лет – 17 и 15 соответственноMin – 150 тыс. руб. ($5 тыс.) Max – 7,5 млн руб. ($250 тыс.)Min – не менее 30За открытие и ведение ссудного счета*:– 3 тыс. руб. при ссуде до 900 тыс. руб. – 6 тыс. руб. при сумме кредита свыше 900 тыс. руб. $До 3 лет – 13 (если первоначальный взнос от 30% до 50%) ,11 (более 50%).До 5 лет – 14 и 12 соответственноМДМ-банкДо 5 летрубли1–3 года – 124 года – 12,55 лет – 13Min – $3 тыс. (эквивалентная сумма в другой валюте)Max – определяется с учетом платежеспособности клиентаMin – не менее 30За открытие и ведение ссудного счета*– 6 тыс. руб. ($200)$/евро1–2 года – 10 3 года – 10,5 4–5 лет – 11СбербанкДо 5 летрубли11 До 100% стоимости в зависимости от платежеспособности заемщикаНетЗа открытие и ведение ссудного счета* – 2% от суммы кредита$/евро11,5БПФДо 3 летрубли16 – до регистрации 14 – после регистрации транспортаMin – 1 млн рублей Max – в зависимости от платежеспособности заемщикаMin – не менее 30За рассмотрение кредитной заявки* – $100* Комиссия взимается один раз.