Сергей Рыбаков: "Государство не должно заботиться о крупных интернет-трейдерах"
«Государство не должно заботиться о крупных интернет-трейдерах»- Сергей, довольны ли интернет-трейдеры своими заработками?- У нас в Пензе есть клиент, который в прошлом году получил 265% годовых прибыли. Однако это, конечно, не значит, что любой человек может рассчитывать на подобные доходы. При должном везении и умении можно заработать и до 1000% годовых, однако никаких гарантий нет. Люди идут на фондовый рынок, потому что здесь в отличие от банков возможности практически неограниченные, можно реально рассчитывать на сверхдоходность. Можно и разориться, но это вероятно при занятиях любым видом бизнеса. Просто любой разумный игрок, потеряв 20% от стоимости активов, должен остановиться и подумать, что же теперь делать и как он до такого «докатился».
— Каковы отличительные особенности организации электронной торговли в ИГ «Атон»?- Торговой системе «Атон-лайн» уже четыре года. Особенность нашей инвестиционной группы в том, что мы пользуемся собственной разработкой. Сейчас на рынке получили распространение две системы от сторонних разработчиков и несколько брокерских продуктов. Большим плюсом, считаю, является сращивание бэк-офиса и фронт-офиса, что способствует повышению скорости и точности обработки данных. Это позволяет быстро реагировать на нужды клиентов — они могут обращаться со своими вопросами напрямую к разработчику системы.
— Расскажите о системе риск-менеджмента, существующей в вашей компании. Как защитить инвестора?- Такая система у нас, как у любого профессионального участника рынка ценных бумаг, безусловно, есть, однако рассказывать о ней я бы не хотел. Это ведь в конце концов наше ноу-хау, собственная технология, о которой не распространяются. В целом же я считаю, что очень хорошей защитой для инвесторов могла бы стать система, аналогичная существующей в Штатах, — страхование определенной суммы брокерского счета. В России уже действует система страхования банковских вкладов, и теперь такую же систему стоит ввести и для брокеров. Страховаться при этом должна небольшая сумма — прежде всего от риска брокера и, вполне возможно, от рыночного риска. Подчеркну: именно небольшая сумма, так как государство не должно заботиться о крупных игроках, а вот о пенсионерах и студентах — да. Потенциальному инвестору стоит и самому подумать о себе — нужно обращать внимание на рейтинг надежности, оценивать «качество» интернет-брокера.
— Как вы расцениваете нынешнюю ситуацию на рынке?- Сейчас количество клиентов — физических лиц, присутствующих в сегменте, превысило число обслуживающихся юридических лиц. По нашим оценкам, число пользователей интернет-трейдинга составляет от 60 до 100 тыс. Вообще темп прироста клиентской базы в 2004 году был самый большой по сравнению с предыдущими годами и достигнут он был преимущественно за счет физических лиц. На мой взгляд, электронная торговля в настоящее время — это порядка 50% от общего объема всего российского рынка акций.
— Существует точка зрения, что для дальнейшего развития интернет-трейдинга необходимы некие законодательные импульсы. Разделяете ли вы ее?- Так говорить не совсем корректно. В первую очередь важно понять, что мешает развитию фондового рынка как такового. Вот, например, в минувшем году таким тормозящим фактором было дело «Юкоса». Продолжает мешать затянутость реформы электроэнергетической отрасли — по-прежнему неясны дальнейшие перспективы основной «голубой фишки» — РАО «ЕЭС России». А еще проблема заключается в том, что в стране слишком много денег, из-за чего большинству российских компаний — даже больших и публичных — нет смысла выходить на фондовый рынок с IPO. Компании не стремятся к этому, предпочитая использовать облигационные займы или брать кредит в банке. Сегодня нет популяризации фондового рынка и массовых позитивных событий, происходящих на нем. А в области собственно интернет-трейдинга хотелось бы улучшения качества интернет-услуг и телефонии в России — оно оставляет желать лучшего.
Рубрики