Рубрики
Статьи

«Viberi» Сбербанк-авто

«Viberi» Сбербанк-авто
«Viberi» Сбербанк-автоВ«Бразильская мыльная опера немецкого автопромаВ». Именно так охарактеризовал президент Fiat СердВ­жио Маркионне тянувшиеся неделю переговоры властей Германии и руководства General Motors с претендентами на Opel (подразделение GM). И, как и всякая мыльная опера, переговоры закончились хэппи-эндом вВ виде В«свадьбыВ» Opel, альянса из канадского производителя автозапчастей Magna и российского Сбербанка. В результате Сбербанк получил 35% акций, аВ Magna – 20%. Греф спешит на помощь. Возникает резонный вопрос: зачем Сбербанк на этих условиях ринулся спасать немецкого автопроизводителя, подписавшись на пару с Magna вложить в развитие Opel 500–700 млн евро? Тем более учитывая, что у Сбербанка нет опыта в подобных делах и не самая лучшая финансовая ситуация: не исключены убытки за 2009 год. Вскоре покупку пояснил В«ВестямВ» президент В«СбераВ» Герман Греф: В«Это очень хороший шанс для России – получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейских производителейВ». То, что в основе решения Сбербанка прийти на помощь Opel, лежит в первую очередь политика, подтверждает и состоявшаяся беседа Владимира Путина с Германом Грефом и главой Минпромторга Виктором Христенко. В ходе нее премьер-министр заявил, что В«российское правительство имеет свою стратегию развития автопрома, и та сделка, о которой мы говорим, должна быть вписана в стратегию развития автомобильной промышленностиВ». Большинство аналитиков позитивно восприняли эту новость. В«Судя по всему, российские власти окончательно разочаровались превратить ВАЗ во что-то внятное, и решили сделать ставку на другого игрока – группу ГАЗ, – полагает аналитик ИФК В«МетропольВ» Михаил Пак. – Скорее всего, именно компания Олега Дерипаски через два-три года, когда экономика восстановится после кризиса, и купит долю в Opel у Сбербанка, который сегодня выступает чистым финансовым инвесторомВ». В пользу этой версии говорит и тот факт, что, как подтвердила В«Ф.В» зампред правления ГАЗа Елена Матвеева, ее компания готова стать индустриальным партнером альянса Magna – Сбербанк и предоставить для сборки Opel площадку в Нижнем Новгороде, способную выпускать до 180 тыс. машин в год. В Magna, судя по всему, думают так же: иначе сложно интерпретировать планы компании в горизонте 5–7 лет занять 20% российского рынка, в то время как сегодня она составляет не более 3% (15,5В тыс. проданных в январе-апреле этого года машин). Кроме того, в Magna намекают, что рассматривают возможность поставки существенной части производимых в России машин на экспорт в Европу, что автоматически подразумевает соответствующее качество автопродукта. В«Реально ли продать вВ России 180 тыс. машин Opel в год? Сегодня, на падающем рынке, конечно же, нет, – полагает Михаил Пак. – Однако если экономика начнет возрождаться, а Magna удастся наладить экспортные продажи, то задача по полной загрузке конвейера ГАЗа станет более реальнойВ». В погоне за технологиями. И все бы хорошо, но вот только поможет ли покупка доли в Opel России технически модернизировать собственный автопром? Ведь за все время В«мыльной оперыВ» представители GM и Opel ни разу даже не намекнули, что ГАЗ получит не просто право собирать Opel, а именно технологии немецкой компании. АВ это, как говорится, две большие разницы. В«Лично я не верю, что ГАЗу, особенно в его нынешнем состоянии, удастся В«поменятьВ» предоставление своих производственных мощностей для сборки Opel на доступ к технологиям, – полагает директор московского офиса A.T.Kearney Евгений Богданов. – Сбербанк не имеет контрольного пакета, чтобы требовать этого, а другие акционеры, такие, как, например, GM, вВ этом не заинтересованыВ». В самом деле, у обновленной General Motors в России после банкротства останется завод мощностью 70 тыс. автомобилей в год. И в появлении конкурента в виде ГАЗа, который мог бы разрабатывать собственные модели на технологической платформе Opel, американцы крайне не заинтересованы. Ни в Magna, ни в Сбербанке В«Ф.В» не смогли прокомментировать, получит ли после окончательного оформления сделки российская сторона право ознакомиться с технологиями Opel. Таким образом, пока планы Magna по выпуску Opel в России, если убрать все красивые торжественные фразы, ничем концептуально не отличаются от прихода в нашу страну Toyota или Nissan. И, вкладывая в оздоровление немецкого автоконцерна сотни миллионов евро, Сбербанк рискует повторить историю ВТБ, который летом 2006 года приобрел 5% акций EADS.