Рубрики
Статьи

«Viberi» РУССКАЯ РУЛЕТКА

«Viberi» РУССКАЯ РУЛЕТКА
«Viberi» РУССКАЯ РУЛЕТКААналитическая компания Gambling­compliance в отчете, подготовленном в период с мая по июль 2008 года, назвала то, что случится в России после вступления в силу закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» крупнейшим переворотом в игровой индустрии в отдельно взятой стране со времен Кубинской революции.
«Мы присутствуем при кончине игорного бизнеса в России», – вторит Самоил Биндер, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ). Разумеется, речь идет о бизнесе легальном – индустрии, непосредственно в которой в 2006 году трудилось более 500 тыс. человек средним возрастом 24 года, и еще, как минимум, столько же работали в организациях по обслуживанию игровых заведений (поставщики оборудования, программного обеспечения, продуктов питания, алкоголя, клининговые фирмы и т. д.).
Владимир Путин подписал этот им же, по сути, инициированный закон за несколько дней до наступления 2007 года. В соответствии с законом организаторы азартных игр должны иметь чистые активы минимальной стоимостью 600 млн руб., но главное – после 1 июля 2009 года свернуть свою деятельность на всей территории страны за исключением четырех специальных игорных зон, которые должны быть созданы на Алтае, в Приморье, Калининградской области и на границе Ростовской области с Краснодарским краем.
С момента подписания закона прошло уже 20 месяцев. Как сообщил «Выбери!by» пожелавший остаться неназванным представитель одного из крупнейших операторов игровых автоматов в стране: «Мы пока работаем и собираемся работать вплоть до 31 июня (2009 года – «Выбери!by»). Как и все остальные». Но, по мнению вице-президента Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) Валерия Милова, официальные заведения закроются гораздо раньше – рынок уже сократился примерно на 70%. Если владельцы бизнеса не прочь поработать «пока дают», то персонал не собирается ждать еще 10 месяцев, чтобы 1 июля следующего года оказаться на улице.
Опрошенные «Выбери!by» участники рынка единодушны в том, что никто из серьезных компаний «на зону» не пойдет. Да и сами зоны, возможно, никогда не заработают. С этой точки зрения закон № 244-ФЗ исполнен не будет, да и объявленной цели – защиты населения от «разврата и морального уродства» (выражение Юрия Лужкова) – он почти наверняка не достигнет. Стоило ли вообще его принимать?
Предыстория. Отрасль начала формироваться одновременно с распадом СССР. Начиная с 1992 года выдачей лицензий на осуществление деятельности по организации азартных игр занимались региональные власти. По воспоминаниям участников рынка, получить лицензию тогда было очень трудно, а лишиться – напротив, очень легко. Как правило, в каждом регионе имелись свои представления о том, какого количества заведений в конкретном населенном пункте будет достаточно, поэтому путем выдачи и отбора лицензий поддерживалось более или менее постоянное число игровых залов и казино.
В 2002 году право на выдачу всех игорных лицензий в стране было передано Росспорту. Возможно, это было сделано в рамках общей логики построения вертикали власти в стране, но передача этих функций спортивному ведомству произошла как раз в тот момент, когда его возглавил Вячеслав Фетисов. В то время Владимир Путин еще только укреплял свои позиции в стране, и приход легендарного хоккеиста во власть казался весьма важным в плане имиджа. Некоторые эксперты поспешили связать эти два события – так, дескать, Вячеслава Фетисова и «купили». Правда, Самоил Биндер из РАРИБ в эти слухи не верит. По его мнению, глава Росспорта повел себя в отношении игорного бизнеса как дилетант. По крайней мере, его деятельность мгновенно обросла новыми слухами.
Так, владельцы игровых заведений стали жаловаться, что якобы Вячеслав Фетисов организовал некий фонд развития спорта и, что называется, увязал выдачу лицензий с финансированием этой организации. Масла в огонь подлила информация о назначении его советником, курирующим выдачу игорных лицензий, отставного генерала ФСБ Евгения Хохолькова, которого покойный Александр Литвиненко обвинял в многочисленных преступлениях. Возможно, допускает Самоил Биндер, глава Росспорта просто убоялся поднятой вокруг него шумихи, так как вскоре деятельность по лицензированию фактически сошла на нет – достаточно стало заплатить пошлину в размере 1300 руб., чтобы получить разрешение на организацию азартных игр.
«Это нонсенс!» – возмущаются представители крупнейших российских операторов. Во всем цивилизованном мире нормативные акты, регулирующие индустрию азарта, образуют целые «талмуды», а «входной билет» на рынок стоит сотни тысяч долларов. В России же не было определено, какие виды игорного бизнеса разрешены, какие нет. Даже игра в наперстки была допустимой – при наличии копеечной лицензии.
В период с 2002 по 2004 годы Росспортом было выдано 6000 (!) лицензий на право организации азартных игр. Разумеется, подавляющему большинству владельцев это разрешение было нужно не для строительства фешенебельных казино, а для права эксплуатации дешевых игровых автоматов – пресловутых «столбиков» в булочных. Если в 2002 году в стране работало 60 тыс. автоматов, то через два года их число увеличилось более чем вчетверо, а в 2006 году достигло 400 тыс. шт.
Неудивительно, что уже в 2004 году несколько депутатов попытались инициировать принятие законопроекта, который навел бы хоть какой-то порядок в этой сфере. Почти два года игорное лобби довольно успешно вставляло палки в колеса любой законотворческой деятельности, но лучше бы они этого не делали. Когда в 2006 году Владимир Путин сделал несколько громких заявлений, стало ясно: индустрию ждут перемены.
После подписания закона № 244-ФЗ многие региональные руководители поспешили, как говорится, щелкнуть каблуками и отчитаться: на вверенной им территории игровых заведений нет. К середине 2008 года в 50 субъектах федерации азартные игры были официально запрещены местными законами.
Такие налоги нам не нужны? Хотя вряд ли какой вид бизнеса является столь же скандальным, как индустрия азартных игр, зато с последней мало кто может сравниться в плане прозрачности для фискальных органов. Дело в том, что глава 29 Налогового кодекса определяет следующий порядок налогообложения и ставки для игорного бизнеса: за один игровой стол нужно заплатить от 25 до 125 тыс. рублей в месяц (точный тариф устанавливается законами субъекта федерации), а за один автомат – от 1,5 тыс. до 7,5 тыс. рублей в месяц. А прийти и проверить истинный размер налогооблагаемой базы можно в любой момент.
Легко подсчитать, что если в 2006 году в стране работали 400 тыс. автоматов, то только с них было уплачено от 7,2 до 36 млрд рублей налогов. Даже если предположить, что настоящая цифра стремится к нижней границе этого диапазона и составляет 10 млрд рублей, то все равно получается весьма внушительная сумма. С учетом казино налоговые поступления окажутся еще выше, но нужно понимать, что легальные игорные заведения – это не только специальный налог «на азарт», но еще и ЕСН, и налог на прибыль, и НДС, и все прочие выплаты. По подсчетам РАРИБ, совокупный размер всех налогов, выплаченных всеми заведениями, в 2006 году составил $2 млрд, в АДИБ приводят близкие цифры – около 45 млрд рублей. Уже сейчас бюджеты всех уровней потеряли значительную часть этих денег, а после 1-го июля 2009 года утратят совсем.
Радетели полного запрета азартных игр заявляют, что такие налоги стране не нужны. Ведь это деньги, изъятые у людей, подверженных лудомании – патологической страстью к азартным играм. Споры вокруг этого заболевания не утихают. Представители игрового сообщества апеллируют к неким американским специалистам, которые якобы утверждают, что его (заболевания) не существует в природе. Российские же врачи утверждают обратное, но у них свой интерес – услуги по лечению лудомании предлагаются только на коммерческой основе. Чтобы не углубляться в медицинский аспект проблемы, поясним, что в нашей стране врачи при вынесении психиатрических диагнозов должны использовать клиническое руководство «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств», утвержденное Приказом Минздрава № 311 от 6 августа 1999 года. В этом руководстве упомянуто расстройство «F63.0 Патологическое влечение к азартным играм», но кроме названия, больше ни одного слова о заболевании там нет, что оставляет простор для спекуляций – как с той, так и с другой стороны.
Но дело даже не в том, насколько опасны или безвредны азартные игры для общества. Суть заключается в следующем: еще никому и нигде не удавалось простым запретом избавить людей от пагубных страстей – будь то алкоголизм, наркомания или азартные игры.
Матпомощь участковым. Как было сказано выше, во многих регионах страны казино и залы игровых автоматов уже находятся под запретом, но в действительности азартные игры продолжают процветать – в подполье. Gamblingcompliance сообщает о частном исследовании, не раскрывая его авторов, проведенном в мае 2008 года в 10 российских регионах. Исследование обнаружило 165 незаконных казино. Значительной части игроков попросту без разницы, где играть – в легальном или подпольном заведении. Так, в РАРИБ опросили около 1000 человек из числа тех, кого они называют «хорошими» игроками – это люди, которые приходят не реже одного-двух раз в неделю и тратят не менее $100 за игру. 30% из них сказали, что для них неважно, есть ли у заведения легальный статус. ВЦИОМ проводил аналогичный опрос и даже с большей выборкой: более 25% опрошенных игроков заявили о том же.
Валерий Милов из АДИБ приводит в пример Казахстан, где запрет на азартные игры был введен несколькими годами ранее. Ушедший в подполье азартный бизнес уже перестал стесняться, и даже в столице повсюду видны щиты, зазывающие испытать свою удачу. «Так же будет и в России», – предрекает он.
Пожелавший остаться неназванным бизнесмен в беседе с «Выбери!by» привел следующие аргументы, убеждающие в неизбежности подобного сценария. Куда денутся те 400 тыс. автоматов? Ответ очевиден: их «по дешевке» скупят владельцы подпольных залов, что только снизит риск этого бизнеса – по крайней мере, экономический. Так как нелегальному залу не нужно платить никаких налогов, то прибыль с каждого автомата будет составлять от $30 до $40 в день. 20 автоматов – это $20 тыс. в месяц, при том, что затраты на покупку оборудования не превысят $10 тыс. То есть хватит и на аренду подвала, и на взятки, и еще останется. Такому залу достаточно проработать всего два месяца, и даже если после этого все автоматы конфискуют (чего, кстати, до сих пор по закону сделать нельзя), у владельца хватит денег, чтобы купить уже 40 автоматов и арендовать два зала. Война с гидрой.
Конечно, не все предприниматели готовы к откровенному нарушению законодательства. Самые изощренные из них уже нашли способ зарабатывать на склонности людей к азарту, оставаясь при этом в рамках правового поля. Так, в Башкирии игорные заведения запрещены с 1 января 2008 года. В Уфе действуют 40 интернет-клубов, из которых лишь три никак не связаны с азартными играми. Парадокс в том, что услуги доступа в виртуальную сеть считаются образовательной деятельностью, и интернет-салоны имеют ряд льгот – например, пониженную ставку на аренду муниципальной собственности. Налог на игорный бизнес с них, разумеется, тоже не взимается. Вопрос к нашим законодателям: а как теперь бороться с этим? Организовать, по образцу Китая, полицию нравов, чтобы обходить клубы и заглядывать через плечо сидящим у мониторов? Тогда доступ к виртуальным казино будет осуществляться с домашних компьютеров, и если в обычном игровом заведении с лицензией еще можно проконтролировать – есть игроку 18 лет или нет, – то в интернете никакого контроля уже не будет. Чтобы завести кошелек в одной из виртуальных платежных систем, никаких документов не требуется. А пополнять его можно через обычный терминал.
В общем, получается как всегда. Впрочем, может быть, за принятием закона № 244-ФЗ стоял трезвый экономический расчет – использовать любовь к азартным играм в качестве мотора для развития депрессивных регионов? Ведь закон, по идее, не совсем запрещает игорный бизнес, а лишь предлагает ему переехать.
Нью-Васюки. Увы, даже поверхностный анализ показывает всю нереалистичность замысла российских Лас-Вегаса и Макао. Весь 2007 год администрации «осчастливленных» регионов фактически саботировали решение о создании зон – видимо, понимая всю бессмысленность затеи. Наконец, весной 2008 года они представили в Минфин финансово-экономические обоснования проектов, согласно которым оборудование четырех «резерваций для игроманов» обойдется в общей сложности 727,5 млрд рублей или $31 млрд. Цифры не выглядят завышенными: ведь для зон выбраны абсолютно пустые места, так что необходимо построить дороги, обеспечить электро-, газо- и водоснабжение, а еще нужны гостиницы, магазины и прочая инфраструктура.
Никогда в истории в игорный бизнес не вкладывалось и не планировалось вложить столько денег. Для сравнения, совокупный объем всех инвестиций в игровые автоматы в России в 2002–2006 годах, по данным РСПП, составил $7,4 млрд. Из них $1,2 млрд пришлось на долю казино, а $6,2 млрд вложено в игровые автоматы. Причем упомянутый $31 млрд не учитывает затрат на строительство самих игровых помещений, чем должны заниматься компании-операторы. Но ни один из сколько-нибудь крупных игроков на рынке вкладываться в бизнес «на зоне» не собирается.
Закон предусматривает функционирование этих зон в течение 10 лет, при этом нет гарантий, что по окончании объявленного срока деятельность не будет прекращена. Самоил Биндер, который также является генеральным директором ООО «Премьер Континентал» (развлекательные комплексы «Молодая гвардия», «Ибица», казино «Славянка» и др.), говорит, что за это время выйти хотя бы на самоокупаемость – в принципе невозможно. По его подсчетам, если просто перенести результаты деятельности московских заведений на эти зоны, что, разумеется, в принципе некорректно, то и тогда через 10 лет удастся «отбить» лишь 25% вложений.
Компания Gamblingcompliance также не рекомендует инвесторам вкладываться в российские зоны. В отчете они указывают, что валовой доход Невады – крупнейшего генератора прибыли в мировой индустрии азарта – в 2007 году составил $12,3 млрд. При этом американцы тратят в год $384 на душу населения, а австралийцы, чья игровая культура похожа на русскую – с преобладание игровых автоматов – $1097. Россияне же тратят всего $39 в расчете на одного человека в год с перспективой увеличения этого показателя в ближайшем будущем до $90.
Наконец, если сравнить удаленность этих зон от Москвы, на долю которой в 2006 году приходилось до 40% рынка, с расстоянием до столиц соседних государств, где игорные заведения процветают, и инвестиции в этот бизнес только приветствуются, а также вспомнить, например, про российский климат, особенно на Алтае, то становится понятна вся абсурдность проекта. Как заметил основатель компании Ainsworth Slot Machine Лен Эйнсворт, когда его спросили о перспективах развития игорных зон в России: «Я бы не поехал в Сибирь, чтобы поиграть на игровом автомате, и, уверен, немного людей захотят этого».
Уходим, уходим, уходим… Любопытно, что на постсоветском пространстве игорный бизнес пытаются запретить именно в богатых нефтью и газом странах – в Казахстане, Азербайджане и России. А обделенным природными ресурсами соседям это не приходит в голову. Напротив, Киргизия, Армения и Беларусь бегущих к ним от запретов на родине операторов только приветствуют. Налоги все-таки.
Только в Минске работают более 30 игровых заведений холдинга Ritzio, принадлежащего Олегу Бойко. Компания Майкла Боттчера Storm International сразу после подписания закона свернула строительство люкс-казино «Шангри Ла» в Санкт-Петербурге, уже весной 2008 года открыла аналогичное заведение в Ереване и начала строить казино-отель в Сан-Хосе. В этой связи актуальной выглядит анонсированная АДИБ книга Евгения Ковтуна и Сергея Ковалева «Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах».
Остальные участники рынка настолько расстроены, что на условиях анонимности высказываются крайне резко по отношению к действующей власти. Один из них заявил: «Последние лет десять нами руководят агрессивные и безответственные дилетанты». Они надеются, что государство пересмотрит свою позицию, но надежды эти слабы.