Рубрики
Статьи

«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым

«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом МальцевымИНВЕСТОРАМ СОВЕТУЮТ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ В АКЦИИ СОВСЕМ НЕБОЛЬШИХ КОМПАНИЙ. ТУТ УЖ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ИЛИ ПАН, ИЛИ ПРОПАЛ
Тем, кто ищет высокие доходности и готов к риску, некоторые брокерские дома и управляющие компании предлагают инвестировать в «экзотику» – акции предприятий малой капитализации. Зачастую такие бумаги вообще не обращаются на биржах. Даже если формально они допущены к торгам, то отличаются крайне низкой ликвидностью. Пакеты приходится приобретать напрямую у других участников рынка, а иногда результат дает лишь механизм «пылесоса» – массовая скупка у мелких акционеров. Вот пример такой стратегии. «Велес Капитал» запустил услугу доверительного управления портфелями третьего эшелона. Заявленная потенциальная доходность – не менее 60% в год, а подходящий срок вложений – от одного до трех лет. В фокусе предприятия с выручкой всего от 500 млн рублей, занимающие уникальные ниши в своих отраслях, являющиеся градообразующими или ключевыми для тех или иных регионов. Начальник управления стратегических инвестиций «Велес Капитала» Андрей Ли уверяет, что речь не идет о «черном ящике, в который будут куплены полуживые эмитенты». Основная инвестиционная идея – фундаментальная недооценка активов. Ориентирами служат коэффициенты P/E и P/S со значениями менее 7 и 0,7 соответственно. В одну группу входят компании с прозрачным бизнесом, показывающие в отчетности прибыль. В другую – «предприятия-антиподы» с высокой выручкой и полным отсутствием прибыли – основные владельцы выводят из них львиную долю доходов. Если произойдет «обеление» бизнеса, такие бумаги многократно подорожают, рассчитывают в «Велесе». Минимально допустимый free-float (объем акций в свободном обращении) – 5%. Этого уже достаточно, чтобы организовать скупку.
Надо понимать, что в третьем эшелоне особенно высоки риски, присущие любым инвестиционным сделкам. Непрозрачные предприятия, которые прячут показатели от чужих глаз, приходится оценивать по косвенным признакам. Конечно, если под рукой нет инсайда. А ведь даже с прогнозами по куда более понятным и доступным для анализа «голубым фишкам» эксперты очень часто ошибаются. Добавим сюда специфику самой торговли низколиквидными ценными бумагами. Как зачастую строится этот процесс? Некий брокерский дом находит перспективного эмитента и поначалу приобретает его акции в собственный портфель. Какую-то часть перепродает клиентам, что?то может и придержать. Затем по мере сил пиарит эмитента, ожидая появления спроса со стороны других «портфельщиков» или стратегического покупателя. Хорошо, если события именно так и развиваются. Доходности действительно могут зашкаливать. Но необязательно акция «выстреливает», и тут возникает большое искушение избавиться от оставшегося пакета любой ценой, расписав «буксующую» идею радужными красками. Все-таки третий эшелон – площадка для относительно узкого круга игроков, где многие сделки строятся на личном доверии. Скажем, в тексте регламента доверительного управления нередко присутствует пункт, разрешающий объединять активы разных клиентов в единый «мешок». Чтобы он не превращался в «черный ящик», инвестору хорошо бы оговорить в документе детали.