Рубрики
Статьи

«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым

«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом МальцевымФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД ЛЕГКО ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ НА БИРЖЕВЫЕ ПЛОЩАДКИ И ДОБАВЛЯЕТ МАССУ РУТИННОЙ РАБОТЫ ПРОФУЧАСТНИКАМ И ЧИНОВНИКАМ
На минувшей неделе тихо завершилась биржевая история организации под названием «Ричброкерсервис» (РБС). Созвучно с именем одного крупного интернет-брокера, правда? На этом параллели заканчиваются. ОАО «РБС» зарегистрировано всего год назад, на его сайте в разделе «О компании» – в основном общие слова: в качестве стратегических целей называется, например, «активное участие в развитии рынка ценных бумаг и рынка инвестиций, повышение финансовой грамотности населения в Перми, России и мире». Упоминается также о наполеоновских планах – по созданию «собственной международной торговой площадки, которая будет работать в режиме 24х7». Кстати, при загрузке сайта на моем компьютере сработала антивирусная программа, на то же жалуются в интернет-форумах. Биржевиков эти и другие особенности эмитента не смутили. ОАО выполнило «бумажные» формальности, предоставив копии документов. И его акции тут же пустили на биржи. РТС спохватилась первой, прекратив торги «в связи с исключением из списка ценных бумаг, допущенных к обращению». Иначе говоря, пришлось вычеркнуть в связи с вычеркиванием. Затем аналогичное решение приняла ФБ «Санкт-Петербург». В отличие от РТС, где реальные сделки пройти не успели, там наблюдалась любопытная картина. С начала февраля на этой не самой бойкой площадке каждый день регистрировались десятки операций с акциями РБС. В первые недели котировки прибавляли по 1–6% ежедневно, к 4 апреля выросли на 70%. Уж не знаю, был ли там какой-то объем «рыночных» покупок.
ФСФР теперь получит письмо, в котором РБС жалуется на предвзятое отношение и упирает на то, что с формальной точки зрения придраться не к чему. Чиновники что-нибудь отпишут в ответ. У регулятора сейчас много других рутинных дел, таких как обработка очередной порции отчетности брокеров, депозитариев, управляющих и т. д. До 15 апреля они должны подать в ведомство документы по итогам четвертого квартала 2007-го. Каждый раз им приходится повторять «бумажную» и тоже во многом формальную работу. ФСФР физически не в состоянии внимательно проверить весь этот колоссальный объем печатного текста. Одних только брокерских лицензий в России выдано 1438 – больше, чем сотрудников во всех ее подразделениях. Почему бы по крайней мере не размещать отчетность в открытом доступе? Тогда от нее будет практическая ценность – инвесторы смогут оценивать своих партнеров, пользуясь официальными цифрами. Уверяю, в отдельных случаях они намного скромнее тех, что фигурируют в маркетинговых материалах.
Регулятор банковского сектора такие данные, например, публикует. И можно лишь приветствовать инициативу руководителя ФСФР Владимира Миловидова передать Центробанку еще и функции сбора, обработки и анализа финансовой отчетности профучастников. Вообще создается впечатление, что давняя идея создания мегарегулятора финрынков потихоньку воплощается в жизнь. Только не на базе ФСФР, как мечтали предыдущие ее руководители, а под крышей более влиятельного Центробанка.