Рубрики
Статьи

«Viberi» Рембрандт под защитой

«Viberi» Рембрандт под защитой
«Viberi» Рембрандт под защитойПАРТНЕРСТВО. Коллекционирование художественных ценностей в России до сих пор было рискованным делом (см. стр. 70). Несмотря на то что стоимость коллекций увеличивается в среднем на 15% в год, использование их в качестве инвестиционного инструмента осложнялось несколькими факторами. Во-первых, предметы искусства часто подделываются. Фальсифицируются даже сертификаты подлинности на них. Во-вторых, до недавнего времени было очень сложно или невозможно застраховать коллекцию. Большинство российских компаний до сих пор не готовы принимать на страхование такие специфические объекты. Дело не только в технологических сложностях. Лишь немногие компании имеют достаточно собственных средств, чтобы держать на себе такие «емкие» риски. Их передача в перестрахование тоже представляет некоторую сложность, поскольку западные партнеры, располагающие необходимой финансовой мощью, предъявляют жесткие требования к экспертизе. В итоге российскому коллекционеру, желавшему застраховать культурные сокровища, оставался один путь: везти их для этого за границу.
На прошлой неделе компании «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», Marsh и «Арт Консалтинг» объявили о совместной разработке первого на российском рынке комплексного решения в этой сфере. Первый заместитель генерального директора «Ингосстраха» Олег Тишкин, выступая на пресс-конференции, назвал его «революционным». Смысл партнерства — создание «полного цикла» управления рисками, связанными с владением предметами искусства. «Арт Консалтинг» проводит технологическую и искусствоведческую экспертизу, а также оценивает рыночную стоимость предметов. Два упомянутых страховщика осуществляют прямое страхование, а Marsh организует перестрахование рисков на Запад.
Компания «Арт Консалтинг» интересна тем, что это первый из российских оценщиков, который вызвал доверие брокеров Ллойда. Он обеспечивает страховщиков гарантиями подлинности произведений искусства и одновременно подтверждает адекватность сумм, в которые эти произведения оцениваются владельцами. Учитывая, что эксперты могут ошибиться при оценке, оценщик страхует свою профессиональную ответственность.
Ожидается, что средний уровень тарифов составит от 0,3 до 1% от стоимости страхуемых художественных ценностей. Это соизмеримо с тарифами по страхованию обычного имущества или даже ниже. Тарифы будут зависеть от условий хранения произведений, выездов на экспозиции и других факторов. 90% ответственности страховщики собираются размещать на Западе и только 10% оставлять себе. Емкость рынка страховщики условно оценили в $1,5 млрд. Руководитель дирекции Музейного фонда РФ Александр Сысоенко предсказывает повышение ликвидности рынка художественных ценностей, поскольку благодаря возможности страхования многие произведения из частных коллекций выйдут из теневого оборота.