Рубрики
Статьи

«Viberi» Рейтинговый треугольник

«Viberi» Рейтинговый треугольник
«Viberi» Рейтинговый треугольникМнениеРичард Хейнсворт, президент группы Globalrating, генеральный директор рейтингового агентства  «Рус-рейтинг»TweetВ Сейчас, когда ЦБ определил рейтинговые критерии для банков, получение соВ­отВ­ветВ­ствуВ­юВ­щих оценок стало очевидной необходимостью. В основном речь идет оВ допуске кВ беззалоговым аукционам и возВ­можВ­ноВ­сти претендовать на субординированные кредиты от ВЭБа. Вместе с тем к национальным агентствам подход со стороны государственных структур неоправданно осторожный. Тот же ВЭБ выставил требования по рейтингам, присвоенным нами, на семь ступеней выше, чем по В«большой тройкеВ». Мы считаем, что это неправильно, но объяснение очень простое: когда начали использовать рейтинги, то все чиновники ориентировались преимущественно на международные агентства. Мы вели долгие дискуссии, чтобы добиться признания. Наконец было принято политическое решение – учесть голос росВ­сийВ­ских участников рынка. Первым, кто на это решился, стал ВЭБ. Они пошли на смелый шаг. Хотя принятое ВЭБом значение рейтинга В«BBB-В» для нашего агентства, на мой взгляд, серьезно завышено.Сегодня уже очевидно, что оценка риска должна быть более широкой, чем могут обеспечить три агентства. Поскольку в качественных оценках есть доля субъективизма, необходимо, чтобы мнений было много, много рейтинговых компаний. Мы движемся именно в этом направлении: большие банки имеют собственные рейтинговые агентства, существуют также и внешние. Только крупные операторы могут позволить себе целое подразделение по рейтингу, в целом это дорогостоящая вещь. ИВ банки, иВ обычные инвесторы будут проводить свой анализ, но будут пользоваться и результатами работы независимых компаний. Существует мнение, что если будет большое количество агентств, то начнется продажа В«хорошихВ» рейтингов. Но, с другой стороны, если такое и произойдет, то об этом тут же станет известно всему рынку – менеджеры тех же банков будут рассказывать своим друзьям, с каким агентВ­ством проще договориться, с каким – сложнее.При оценке кредитоспособности возникает своего рода треугольник: банк-клиент, инвестор и рейтинговое агентство, в рамках которого и возможен конВ­фликт интересов. Он разрешается через долгосрочную работу и деловую репутацию. Ведь у заказчика нет потребности в рейтингах, которые не признают инвесторы. Любая попытка получить В«льготнуюВ» оценку сопровождается опасностью. Это может подорвать репутацию агентства, а вместе с ней иВ ценность самих рейтингов. Люди сейчас смотрят иВ очень внимательно изучают такие вещи. Нынешние проблемы с корпоративными долгами иВ структурными продуктами в США серьезно сказались на доверии кВ международным рейтинговым агентствам.Нам – российским агентствам – сегодня тоже высказывают претензии, например, за оценки, присвоенные банку В«ЭлектроникаВ». Но, во-первых, наш рейтинг данной кредитной организации был на уровне В«B-В». Я считаю, что это был вполне адекватный рейтинг. Почему мы держали его, когда было очевидно, что у банка проблемы? Я объясню наш подход. Агентство несет ответственность перед тремя сторонами. Первая – наши клиенты. Наш долг перед ними – присвоить справедливый рейтинг, не завышенный и не заниженный. Вторая сторона – инвестор. Ему мы предоставляем аналитические материалы и вовремя сообщаем об изменении рейтинга. Но есть еще долг перед третьей стороной – рынком в целом. Когда мы присваиваем справедливый рейтинг вовремя, это хорошо для него, потому что он может эффективно распределять свои средВ­В­стВ­ва. Но когда рынок попадает в кризис, люди перестают действовать в разумных рамках. В обычных условиях, если мы понижаем рейтинг или предупреждаем о возможном понижении, это воспринимается как естественное явление. Но во время кризиса любое упоминание отрицательного характера вызывает резкую и непредсказуемую реакцию. Например, бывает так, что нужно понизить рейтинг всего на одну ступень, скажем, с В«очень хорошоВ» на В«проВ­сто хорошоВ». Люди же в условиях паники вВ этом видят не какое-то незначительное изменение качества риска, а большие проблемы у банка. Поэтому мы намеренно перестали повышать или понижать рейтинги, чтобы не провоцировать нерациональные действия в отношении банков. Нашим клиентам иВ подписчикам мы все равно объясняем, что делаем, вовремя сообщаем, что происходит, но это информация платная, а не публичная. В отношении В«ЭлектроникиВ» было очевидно, что снизилась кредитоспособность, но мы об этом не объявили. Только после вмешательства ЦБ мы понизили рейтинг, но не поставили его В«на дефолтВ». Мы указали тот уровень, при котором существует риск вложений сейчас, но вероятность потерь для тех, кто уже вложил, невелика. И здесь есть тонкость. На самом деле кризис показывает, насколько методологии оценки кредитоспособности верны.