Рубрики
Статьи

Регуляторам нужна координация

Регуляторам нужна координация
Регуляторам нужна координацияПримечательно, что основные направления этого документа не стали неожиданностью для участников рынка, так как многое из того, что вошло в текст стратегии, было озвучено Олегом Вьюгиным в докладе Правительству РФ «О состоянии и развитии финансовых рынков в Российской Федерации». Более того, ряд положений находится уже в стадии реализации. Подготовлены и внесены в Правительство РФ законопроекты о российских депозитарных расписках, биржевых облигациях, об увеличении штрафов за нарушения, связанные с раскрытием информации на рынке ценных бумаг. Завершается работа над законопроектом, облегчающим процедуру проведения первичного размещения акций (IPO) на отечественных фондовых площадках, разрабатывается проект документа об использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком. Иными словами, в представленном документе суммировано большинство предложений по развитию рынка, так или иначе озвученных в разное время и разными ведомствами, в том числе и предшествующей ФКЦБ.
С учетом того, что российский рынок заметно отстает от большинства мировых аналогов и требуется целый комплекс мер и время, чтобы сократить разрыв, деятельность федерального регулятора представляется более чем оправданной. Это с одной стороны. С другой именно особенности российского рынка как развивающегося порождают вопрос о включении в документ, рассчитанного все-таки не на ближайшие год-полтора, а до 2008 года, и принципиально новых предложений.
По мнению экспертов, вопросы возникают и в том случае, когда речь заходит, например, о защите прав инвесторов. Это направление являлось приоритетным в деятельности предшествующего регулятора, но не нашло отражения в стратегии. Нелишним могло бы быть и включение положения о критериях оценки деятельности самого регулятора, обозначенных еще в отчетном докладе Олега Вьюгина правительству, но не вошедшего в текст самой концепции. Во всяком случае подобное дополнение позволило бы соотнести систему оценки показателей деятельности ФСФР с ее планами.
В качестве одного из условий успешной реализации целей стратегии в экспертной среде называют необходимость согласования основных положений документа ФСФР с подготовленной ЦБ РФ «Стратегией развития банковского сектора» и программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, разработанной МЭРТ. По словам гендиректора Института фондового рынка и управления Андрея Демченко, «в каждом из этих документов описывается концепция развития финансового рынка в целом и отдельных его сегментов в частности. При этом ряд положений не совпадает, а то и находится в прямом противоречии. Необходимо достичь единого видения развития финансового рынка и согласовать позиции».
Следует учитывать, что одно из ключевых направлений стратегии, а именно создание мегарегулятора, остается одним из самых острых вопросов, в том числе и по причине несогласованности позиций ведомств по его возможной модели. О необходимости создании единого органа регулирования финансовых рынков начали говорить еще в правительстве Михаила Касьянова. А нынешний премьер Михаил Фрадков осенью прошлого года даже призывал «форсировать» этот процесс. Однако эксперты считают, что пока создание подобной структуры далеко от завершения, необходима более эффективная межведомственная координация деятельности между ФСФР, Центробанком и Минфином. Вот именно этот аспект не получил должной разработки. По словам Андрея Демченко, «в стратегии не представлен четкий механизм межведомственной координации регуляторов. Было бы целесообразнее, если эти органы государственной власти совместно разрабатывали ключевые документы, влияющие на финансовый рынок». По его мнению, именно это условие является главным при оценке возможности реализации стратегии в указанные ФСФР сроки.