Рубрики
Статьи

«Viberi» Рецессия на Неве

«Viberi» Рецессия на Неве
«Viberi» Рецессия на НевеТакже Смольный обещает поддерживать стартапы – предпринимательские инициативы ставших безработными петербуржцев, обеспечить им приоритет в трудоустройстве и бороться с нелегальными трудовыми мигрантами. Промышленным предприятиям также выделят более 60 млн рублей субсидий (это меньше одной сотой процента от их оборота в минувшем году), аВ строительным компаниям предоставят В«инвестиционные каникулыВ». Бюджет для бизнеса. Куда более серьезный куш – государственный заказ. В 2008 году за счет городского бюджета было заключено контрактов на 220 млрд рублей. Статистика не отвечает только на один вопрос: сколько контрактов заключено с компаниями, зарегистрированными вВ Санкт-Петербурге. Разумеется, в договорах и реестрах есть ИНН подрядчика и его местонахождение, но наличие петербургской В«пропискиВ» не является критерием отбора – иное прямо противоречит федеральному закону. Для поддержки петербургских производителей Смольный решил предоставить им специальные преференции. Этим достигается сразу несколько целей: сбыт продукции, занятость населения, а также, что немаловажно, увеличение доходной части городского бюджета. Ведь часть полученных исполнителями госзаказа средств в виде налогов вернутся обратно вВ бюджет. А дальше начинается эффект мультипликации: работники-петербуржцы платят налоги с зарплаты, а также покупают товары и услуги в магазинах города, благодаря чему их сотрудники получают зарплату, платят налоги и т. д. Правда, внесение таких поправок может привести к проблемам и для городского бюджета, и для самих петербургских компаний. Во-первых, расходы на закупки явно увеличатся: получив преференции, местные компании однозначно будут предлагать более высокие, чем иногородние конкуренты, цены. Либо чиновникам каждый раз нужно будет просчитывать эффективность заключения такого контракта, либо решения будут приниматься исходя из политических, а не экономически оправданных соображений. А это – прямой убыток для казны. Во-вторых, в других субъектах федерации тоже введут преференции для В«своихВ». А следовательно, петербургские производители, поставляющие продукцию в другие регионы, могут потерять эти контракты. Подобные преференции в Петербурге действовали в 1999–2000 годах. Городской закон предусматривал, что товар мог закупаться у петербургского поставщика, предложившего цену даже на 15% выше, чем внешний (иногородний) конкурент. Такую схему суд признал незаконной. Поэтому для легитимной реализации идеи нужно внести поправки в федеральный закон. Предлагается делегировать региональным властям право принимать решение о закупке продукции у единственного источника (то есть без конкурсов, аукционов и пр.). Соответствующий законопроект городской Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли должен подготовить во II квартале, причем далеко не факт, что он будет на ура принят федеральным парламентом. Я б в строители пошел. Пока закона нет, Смольный рекомендовал всем городским заказчикам В«организовать работы по увеличению использования продукции (работ, услуг) предприятий и организаций промышленности Санкт-ПетербургаВ», а также сформировать номенклатуру такой продукции. Кроме того, планируется увеличить аванс, выплачиваемый поставщикам, то есть отчасти кредитовать выполнение госзаказа (пока большая часть суммы выплачивается только по завершению контракта). Для малых предприятий также предлагается снизить размер предоставляемого для участия вВ конкурсе или аукционе финансового обеспечения до 3% начальной цены. Своеобразную помощь получат строительные компании. Во-первых, Смольный предоставил им так называемые В«инвестиционные каникулыВ» – отсрочку по оплате заключенных с городом инвестиционных договоров. Во-вторых, разрешил продление сроков строительства объектов, освободив от начисления штрафов за несвоевременную сдачу их в эксплуатацию. Кроме того, 6,2 млрд рублей в рамках антикризисного плана будет направлено на расселение аварийного фонда и капитальный ремонт жилых домов. Правда, только 1 млрд рублей выделяется из городской казны; остальное – ассигнования из федерального бюджета. Средства также достанутся строителям и в виде новых подрядов и контрактов на продажу квартир для жильцов расселяемых домов. Еще на 6 млрд рублей город планирует купить однокомнатные квартиры для ветеранов, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов иВ участников Великой Отечественной войны. Рыбка вместо удочки. Промышленным предприятиям городской бюджет готов частично возместить проценты по банковским кредитам, но выделяемая на эти цели сумма (13,5В млн рублей) выглядит несерьезно. Еще 30 млн рублей выделено на субсидирование лизинговых операций, 16,5 млн – на подготовку и повышение квалификации кадров, и т. д. Хотя доля сельскохозяйственных производителей в экономике Санкт-Петербурга ничтожна (ее даже не учитывает служба статистики), им выделяется в 2,5 раза больше средств поддержки, чем промышленности – 161,2 млн рублей (из них 77В млн из федерального и 84,2 млн из городского бюджета). ВВ частности, фермерам субсидируется уплата процентов по кредитам, затраты на растениеводство, животноводство, обследование почв и т. д. Более 800 млн рублей направляется на поддержку малого предпринимательства. Причем 277 млн – на прямое субсидирование затрат компаний, связанных с осуществлением ими предпринимательства (кредитование, сертификация, лизинг, аутсорсинг, выставочно-ярмарочная деятельность, подключение к электросетям, арендные платежи и др.). 200 млн рублей город потратит на бизнес-инкубаторы. Еще около 1,4 млрд рублей из городской казны в рамках антикризисной программы планируется выделить на поддержку инновационной деятельности. Но из них 972 млн уйдет на развитие двух особых экономических зон технико-внедренческого типа (В«НойдорфВ» и В«НовоорловскоеВ»), а еще 300 млн рублей – на создание технопарков в сфере высоких технологий. Пресс снижает давление. Налоговые послабления вВ этом году вряд ли будут предоставлены. Уже принят закон оВ снижении с 15% до 10% ставки налога для малого бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения, но вступит в силу он только с 2010 года. В планах Смольного на этот год – снизить единый налог на вмененный доход (коэффициент К2) для компаний, реализуюВ­щих социально значимые товары и услуги. К ним отнесены предприятия бытового обслуживания, столовые, детские кафе, рестораны быстрого питания (если в них не продается алкоголь), магазины комиссионной торговли, булочные и молочные, и т. д. Кроме того, льготы получат и арендаторы земельных участков и нежилых помещений, находящихся в городской собственности. Во-первых, для предприятий малого бизнеса предлагается ввести двухлетний мораторий на расторжение договоров аренды в случае добросовестного исполнения их условий. А для объектов потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, может быть даже снижена арендная плата.В