Рубрики
Статьи

«Viberi» Размышления после катаклизма

«Viberi» Размышления после катаклизма
«Viberi» Размышления после катаклизмаВ Скоропостижный уход ФК В«ЕврокоммерцВ» иВ МФК В«ТрастВ» – компаний, занимавших соответственно 1-е и 2-е места по коВ­лиВ­чеВ­стВ­ву заключенных в 2007В году договоров, – не мог не отразиться на всей индустрии вВ целом. Главная особенность этих катастроф заключалась в том, что, подобно В«ТитаникуВ», доигравшиеся до дефолтов лидеры отрасли не только сами поВ­шли на дно, но иВ увлекли за собой своих клиентов: по свидетельству оставшихся на плаву факторов, портВ­феВ­ли погибших компаний исчезли вместе с ними. В результате объем рынка в денежном выражении сократился примерно на 25%. И это без учета прекращения деятельноВ­сти мелких аутсайдеров (еще –3%) иВ ликвидации факторингового направления некоторыми банками (–5%). Таким образом, к концу 2008В года потери отрасли составили около 33%. При этом совокупный рост бизнеса росВ­сийВ­ских факторов, принявших участие в рейтинге В«Ф.В», равен 29%. То есть с учетом поВ­грешности неучастия вВ исследовании, которая не превышает 10%, по итогам 2008В года общий объем рынка остался на уровне 2007‑го ($20,2В млрд).Анти-PR. В ходе работы над рейтингом анкеты получили 42В фактора. Первые компании откликнулись спустя всего несколько часов – оперативно сработали те участники рынка, которые и в бизнесе проявляют высокую активность. Некоторые финансисты (в основном банки), сославшись на трудности сВ фондированием, от участия в рейтинге вежливо уклонились. В итоге результативные ответы пришли от 19В респондентов. Что касается остальных двадцати трех, то переговоры с их представителями вызвали серьезную тревогу за банки, в которых они работают. Добро бы речь шла о мелких региональных операторах, но вВ молчанку стали играть вполне серьезные организации. Так, Газпромбанк и Альфа-банк без объяснения причин отказались предоставить сведения о своих факторинговых операциях в 2008 году. Такое поведение обычно характерно для компаний, стремящихся обнародовать свои успехи и тщательно скрывающих провалы в бизнесе. Отказ от участия МДМ-банка был обоснован тем, что его специалисты по факторингу просто не успели в течение месяца заполнить анкету. Еще интереснее ведет себя с прессой Национальный банк В«ТрастВ»: он ограничил свое общение со СМИ рассмотрением письменных запросов, на которые никто никогда не отвечает. А номера телефонов и имена сотрудников, возможно, все же читающих поступающие письма, операторами не разглашаются.Не секрет, что PR-служба является значимой чаВ­стью фронт-офиса, предназначенной для создания уВ журналистов, а следовательно, и у читателей положительного имиджа компании, который усилиями sales-подразделений превращается в прибыль. КВ большому сожалению, приходится констатировать, что у многих российских факторов работа департаментов по связям с общественностью может быть конвертирована лишь в убытки. Что, по всей видимости, и произошло благодаря кризису. Неплатежи. По оценке аналитиков, ухудшившееся финансовое положение факторинговых клиентов серьВ­езВ­но увеличило риски платежей. В той или иной форме просрочки допуВ­скают до 20% предприятий. При этом компании, нарушающие график возврата средств, делятся на две группы. К первой относятся добросовестные партнеры, стремящиеся во что бы то ни стало погасить задолженность перед банком и активно сотрудничающие с финансистами, предлагающими различные варианты реструктуризации. Вторая группа не платит В«по идейным соображениямВ», ссылаясь на кризис, неспособность получить дебиторскую задолженность, а также такие элементы форс-мажора, как стихийные бедствия и пожары.В этой связи весьма показательны взаимоотношения В«ТранскредитфакторингаВ» с компанией В«Балтимор-столицаВ», с которой в 2006 году было заключено генеральное соглашение о факторинговом обслуживании. С ноября 2006-го по август 2008‑го проблем между фактором и клиентом не возникало. Проблемы начались во второй половине IIIВ квартала 2008 года, когда наиболее крупные дебиторы В«Фаст Лейзи Фудс-МВ» и В«Балтком МВ» стали доВ­пуВ­скать значительные просрочки по платежам. ВВ результате вВ сентябре финансирование по договору прекратилось и в Арбитражный суд Москвы были поданы иски: на 29,6 млн рублей к В«Балтимор-СтолицаВ», на 28,7 млн рублей к В«Балтком МВ» и на 19,6В млн рублей к В«Фаст Лейзи Фудс-МВ». Два последних истец уже выиграл. Что касается взаимоотношений непосредственно с клиентом, то по его обязательствам у В«ТрансВ­кредитВ­факВ­тоВ­ринВ­гаВ» заключен с материнской компанией В«Балтимор ХолдингВ» договор поручительства, который В«томатный спонсорВ» исполнять не торопится.