Рубрики
Статьи

«Viberi» Расширение ЕС и евро

«Viberi» Расширение ЕС и евро
«Viberi» Расширение ЕС и евроВ мае произойдет не только расширение Европейского союза с 15 до 25 государств, в этот день начнутся работы по переходу новых стран — членов ЕС на евро. Сроки перехода будут различаться: новые члены будут выполнять так называемые Маастрихтские критерии разными темпами, однако в соответствии с договорами о присоединении все они обязуются перейти на евро в определенные сроки. Возможно, этот процесс будет завершен всеми странами уже до конца текущего десятилетия.
Членство в ЕВС — еще не переход к евро. Перед вступлением в ЕС присоединяющиеся страны уже проделали большую работу по подготовке к переходу на евро. Для вступления в ЕС новые государства должны выполнить так называемые Копенгагенские критерии. Эти критерии предполагают не только наличие демократического правительства, рыночной экономики и соблюдение прав человека, но также и согласие следовать целям экономического и валютного союза (ЕВС) и принятие перед вступлением в ЕС так называемых acquis communautaire — свода существующих направлений политики, правил и стандартов ЕС, разработанных на протяжении последних 50 лет. Он также включает основные принципы ЕВС, в числе которых надежная финансовая политика, независимый национальный центральный банк и свободное движение капиталов.
Часто членство в ЕВС приравнивают к переходу на евро, однако это не совсем верно. Все члены ЕС являются членами ЕВС, но присоединяющиеся страны являются членами ЕВС «с ограничением». Это означает, что такие страны пока не соответствуют всем критериям, необходимым для перехода на единую валюту. Так называемые Маастрихтские критерии включают требования по определенным показателям, среди которых дефицит бюджета, долги, долгосрочные процентные ставки, инфляция и стабильность курса местной валюты. Для вступления в зону евро также необходимо продемонстрировать союзу стабильность выполнения таких критериев.
Функции ЕЦБ. С другой стороны, в качестве членов ЕС и ЕВС присоединяющиеся страны становятся частью структуры ЕВС, основу которой составляют Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главы центральных банков новых стран — членов ЕС еще до вступления участвовали в заседаниях Генерального совета ЕЦБ в качестве наблюдателей, и с 1 мая они станут его полноправными участниками. Однако они не принимают участия в заседаниях Управляющего совета, который устанавливает процентные ставки, так как в его заседаниях участвуют исключительно страны, перешедшие на евро.
Наиболее известной функцией ЕЦБ является установка процентных ставок для зоны евро. Также здесь расположен центр системы TARGET — Трансевропейской системы быстрых крупных платежей в режиме реального времени, производимых в евро между отдельными странами. Сеть TARGET позволяет переводить крупные денежные суммы через весь союз за считанные минуты или даже секунды. После вступления в ЕС присоединяющиеся страны смогут подключиться к системе TARGET, если сочтут это необходимым, а при переходе на евро подключение к системе будет обязательным.
Курсовой механизм ERM-II. Переход на евро скорее всего произойдет не раньше чем через два года. Наиболее значительным подготовительным шагом станет присоединение к так называемому Курсовому механизму ЕЦБ (известному как ERM-II, поскольку он пришел на смену механизму, который обеспечивал стабильность курсов валют большого числа стран — членов ЕС до введения евро). Стабильность курса валюты не является единственным условием перехода на евро; необходимо также обеспечить такую стабильность на протяжении двух лет. Поэтому, даже если присоединяющиеся страны решат вступить в ERM-II в мае или немного позднее, в любом случае двухлетний срок не позволит таким странам перейти на евро до января 2007 года, поскольку необходимо время для подтверждения, что этот и другие критерии выполняются, а сближение экономических систем идет устойчивыми темпами.
Валюты, входящие в ERM-II, должны иметь стабильное отношение к евро, поскольку их курсы изменяются в рамках коридора, образованного курсами евро. Однако тот факт, что валюта входит в ERM-II, еще не означает, что переход к евро произойдет через два года.
Любая страна — участница ЕС может присоединиться к ERM-II, если она считает, что достигнутая таким образом стабильность курса собственной валюты (а также торговые отношения с важным партнером) благоприятно скажется на экономике страны. Таким путем пошла Дания. Она входит в ERM-II с 1 января 1999 года, то есть с момента введения евро, однако сама на евро не перешла. Присоединяющиеся государства не могут отказаться от введения евро, однако они могут оставаться членами ERM-II более двух лет.
«Механизм ERM-II не следует рассматривать исключительно как промежуточный этап на пути к введению евро, — отмечает член Европейской комиссии, отвечающий за экономические и финансовые вопросы, Педро Сольбес. — Это первое и основное средство для оказания поддержки странам — членам союза, готовящимся к переходу на евро, для внедрения передовой политики в отношении экономических и валютных вопросов, которые в свою очередь способствуют стабильности цен и курса валют».
Педро Сольбес выступает за индивидуальный подход к определению времени вступления и сроков участия в ERM-II. Они должны определяться в соответствии с «потребностями каждой отдельно взятой страны… Присоединение к механизму вскоре после вступления в союз, конечно, возможно, однако такое решение не всегда является оптимальным со стратегической точки зрения». Присоединение к ERM-II нежелательно, если еще не установлен контроль над инфляцией или бюджет страны не сбалансирован должным образом.
Финансовые задачи новых членов ЕС. Сроки перехода на евро новые государства-члены будут определять по большей мере самостоятельно. Отчеты о сближении, по которым Европейская комиссия и Европейский центральный банк оценивают выполнение Маастрихтских критериев, составляются по крайней мере один раз в два года или по просьбе «страны-члена с ограниченными полномочиями». Однако соответствие Маастрихтским критериям подразумевает следование жесткой линии экономического управления, и каждая присоединяющаяся страна должна сделать этот выбор самостоятельно.
Присоединение к зоне евро может принести преимущества, среди которых прозрачность цен, увеличение объемов торговли и инвестиций. Правительства стран должны решить, приведут ли эти преимущества к более высоким темпам роста и укрепления экономической стабильности в долгосрочной перспективе, чем сохранение старой валюты и соответственно контроля над процентными ставками в период реструктуризации экономики. Для стабильного сближения своих экономик с более развитыми участниками ЕС, присоединяющимся странам необходимо проделать значительную работу по повышению гибкости своей экономики, которой придется справиться с резкими изменениями в экономической активности и занятости.
Перед некоторыми странами стоят серьезные финансовые задачи, которые необходимо решить для обеспечения достаточной сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе, поскольку они будут самостоятельно финансировать завершение экономических реформ, развитие инфраструктуры и принятие acquis communautaire. Также в некоторых случаях им придется предпринять обширные меры по сокращению в долгосрочной перспективе потенциального влияния на бюджет стареющего населения.
Страны, стремящиеся к высоким экономическим показателям, как правило, имеют более высокий уровень инфляции, чем страны с устоявшейся экономикой, поскольку цены и заработная плата в таких странах повышаются до уровня полностью развитых стран. Инфляция подавляет такие процессы, что приводит к снижению темпов роста, и достичь необходимых показателей становится сложнее. Однако чаще всего причиной инфляции становятся валютные проблемы и для обеспечения стабильности ее темпы необходимо снизить.
«Несмотря на это, — отмечает Педро Сольбес, — при условии соблюдения установленного порядка и соответствия экономических политик новых стран-членов их стратегиям в отношении курса валют, мы все получим преимущества от расширения зоны евро».