Рубрики
Статьи

«Viberi» Работа – волк

«Viberi» Работа – волк
«Viberi» Работа – волкПервыми ветер перемен ощутили «наши» на Западе, в частно­сти студенты бизнес-школ. Зимой обозначились проблемы с поиском летних стажировок: инвестбанки резко сократили набор студентов, и тем пришлось переориентироваться с самой «лакомой» сферы на консалтинг и реальный сектор. К лету ситуация, казалось, выправилась. TopMBA.com обнародовало обнадеживающие цифры по выпуску-2008: в целом спрос на выпускников бизнес-школ вырос на 11%, в консалтинге – на 18%, в реальном секторе – на 14%, в финансовом – на 7%. «Результаты и по количеству предложений о работе, и по зарплатам выпускников были ненамного, но выше прошлогодних, – подтверждает директор QS World MBA Tour Нунцио Квакварелли. – Банки многому научились после рецессии 2001–2002 гг. (кризис доткомов) и теперь предпочитают увольнять людей с начальных позиций и продолжают нанимать новые таланты, которых смогут обучить к периоду очередного подъема».
Вскоре стало понятно, что не все инвестбанки попросту доживут до этих лучших времен. Свежий выпускник Chicago GSB Петр Остапенко на себе ощутил усугубление ситуации. После прошлогодней практики в Lehman Brothers россиянин получил предложение вернуться туда по окончании учебы и в августе приступил к работе. Для начала прошел 4-недельный тренинг в головном офисе, где ключевые сотрудники убеждали, что сейчас «захватывающий период для присоединения к инвестбанковскому сектору и к нашему банку в частности». Затем Петр вернулся в Россию, чтобы получить разрешение на работу в Лондоне, но Lehman Brothers прекратил существование раньше, чем это случилось. Поэтому сейчас выпускник  MBA ищет место на родине. «Мы прошли за год как минимум четыре раунда сокращений, и, судя по всему, это еще не конец, – рассказывает российский сотрудник другого международного инвестбанка. – Сокращают на всех уровнях. У нас пока даже не заикались про MBA-рекрутинг».
Управляющий директор Antal International Russia Тремейн Элсон уверен, что в ближайшие месяцы по крайней мере еще один западный инвестбанк прекратит свою деятельность. Уже сейчас на рынке оказалось много безработных банковских специалистов, в особенности сотрудников фронт-офиса, и приходится оказывать услуги по аутплейсменту (трудоустройство уволенных – «Выбери!by»), а не по поиску людей.
Лишние люди. Отечественный рынок труда «зашатало» в сентябре. Первым, конечно, пострадал финансовый сектор. Контраст получился разительным. Еще недавно каждый маломальски опытный финансист, решивший сменить компанию, мог выбирать из трех-пяти предложений. А работодателям, по меткому определению одного из них, приходилось вытанцовывать перед кандидатом чуть ли не польку-бабочку. «Доходило до анекдотических ситуаций, – рассказывает топ-менеджер крупной инвесткомпании, – позвонили мне из Goldman Sachs, попросили порекомендовать аналитика, ну я и шутки ради предложил им на это место своего водителя. Но вместо резонного смеха услышал вопрос: а сколько денег он хочет? Творилось форменное безумие. Человеку с двухлетним опытом на рынке и без каких-либо серьезных достижений платили $800 тыс. в год. Ну а потом инвестблок ВТБ задал новый уровень зарплат – там, по рассказам, суммы перевалили за $1,5 млн».
Сейчас на рынке не до разговоров об астрономических цифрах, всюду говорят о сокращениях. «Наименее уверенно чувствуют себя аналитики, трейдеры, специалисты по ипотеке и автокредитованию, – определяет директор по персоналу Абсолют банка Сергей Дерябин. – Знаю, что многие сотрудники инвестбанков ищут работу». Финансовые компании, по словам президента «Пилгрим Эссет Менеджмент» Романа Гольникова, уже сокращают штаты, начиная со вспомогательных служб и заканчивая «топами»: еще вчера был кадровый голод, сегодня на рынке переизбыток предложений. Причем работу ищут не только те, кого сократили, но и люди, не уверенные в завтрашнем дне. «Если раньше компании могли держать, к примеру, по 3-4 нефтегазовых аналитика, то теперь это нецелесообразно: активность на рынке почти на нуле. Сейчас на деске оставляют всего по 3-4 человека. И выиграют те, у кого очень мобильный офис. А компании, привыкшие много тратить на все подряд: аренду гигантского офиса, корпоративные самолеты, огромные команды, – уже испытывают большие трудности, – рассказывает руководитель департамента операций на фондовом рынке ИФК «Метрополь» Александр Захаров. – А вообще же главная кадровая задача сейчас – сохранить костяк, самых лучших сотрудников».
По единодушному мнению экспертов, первыми полетят головы «лишних людей», которые не доказали на деле свою эффективность. Гендиректор российского представительства брэндингового агент­ст­ва Minale Tattersfield Алексей Гончаренко уверен, что сокращения начнутся с непрофильных специалистов: сначала «возьмутся» за административный и обслуживающий персонал, затем за отделы рекламы и маркетинга. А однозначно ценных сотрудников будут увольнять только в случае банкротств.
Управляющий партнер Marksman Инна Суматохина говорит, что вслед за банкирами начинают страдать их партнеры и поставщики услуг, в частности рекрутеры. И, по словам исполнительного директора Art-HR Анастасии Крыловой, коллеги, плотно работающие с банковским сектором, действительно испытывают серьезные сложности, вызванные «замораживанием» вакансий. И ситуация постепенно распространяется на другие направления. По другую сторону баррикад тоже успели почувствовать разницу. «Раньше нам приходилось бегать за рекрутинговыми компаниями. В 2008 году мы встречались с 30 кадровыми агентствами, но заключить договор о сотрудничестве на наших условиях смогли только с 15, – говорит вице-президент по организационному развитию банка «Дельтакредит» Маргарита Денисенко. – Сейчас же они сами обрывают трубки и настойчиво предлагают кого-то найти на выгодных для нас условиях. А мы сами закрываем вакансии хорошими кандидатами».
Кому на Руси хорошо. В некоторых компаниях смотрят на кризис позитивно. «Если раньше рынок труда диктовал нам условия и мы вынуждены были идти на компромиссы, то сейчас рынок меняется и мы ожидаем, что вскоре может появиться большое число высококлассных специалистов», – заявляет директор по подбору персонала «Тройки Диалог» Татьяна Тихонова. К тому же, по словам партнера People Solutions Group Анны Антоновской, работодатели рассчитывают, что компетентные сотрудники скоро будут стоить очень дешево.
О планах по усилению команды «Выбери!by» поведал первый замгендиректора компании «Капиталъ Страхование Жизни» Сергей Конкин: «Мы не только не сокращаем персонал, но активно наращиваем его численность. В первую очередь за счет менеджеров по продажам». В Mint Capital рассказали, что в их портфельных компаниях сейчас открыты три вакансии, и поиск кандидатов будет продолжен. «Мы планируем привлечь перспективных менеджеров. Сейчас для этого очень удачный момент, – уверяет Евгений Потапов, гендиректор «Межрегионгаранта». – В последнее время сам процесс рекрутинга был неадекватно дорог. И кризис в этом смысле все поставил на места, поэтому мы планируем заметно сократить расходы на рекрутинг при повышении его эффективности». И в «Альянс Росно Управление активами», по словам директора по персоналу Анастасии Козыревой, не рассматривают оптимизацию кадровой численности как способ сокращения издержек. Потому что в долгосрочном плане на российском рынке труда это дорога в никуда.
В сложившейся ситуации есть и выигравшие специалисты, прежде всего рисковики. Также есть те, кто востребован стабильно. В этом списке значатся бухгалтеры, в особенности ведущие и главные, и финансовые директора. «CFO, которые зарекомендовали себя опытными управленцами, точно не ждет безработица, – уверен Марк Амелин, директор финансового сектора Staffwell. – Проблемы могут возникнуть, скажем, в случае «заморозки» IPO-проекта, и то, скорее всего, хорошим специалистам в своей же компании найдут другое применение».
Карманные расходы. Еще один небезынтересный вопрос – приостановится ли рост зарплат? Но об изменениях здесь, по мнению консультанта Cornerstone Виктории Звонаревой, пока судить сложно: вскоре большинство компаний определит бюджет на следующий год, и, соответственно, тенденции можно будет отследить только в феврале-марте. «Ситуация пока непрозрачная, мы не слышали о снижении зарплат на рынке, наоборот, банки планируют хотя бы индексировать базовую компенсацию в следующем году на процент инфляции», – утверждает Татьяна Тихонова. Управляющий директор по экономике и финансам УК «Альянс Континенталь» Юлия Поднос говорит, что повышение зарплат ожидается только по низкооплачиваемым сотрудникам.
Ситуация с бонусами еще более детективная. «Или они будут незначительными, или их не будет в принципе. Что-то придется платить, чтобы люди не ушли заниматься другими вещами», – говорит Александр Захаров из «Метрополя». По словам Анастасии Крыловой, бонусы и ежегодные премии «пострадают» в обязательном порядке, так как будут недовыполнены докризисные плановые показатели. С большой вероятностью эта ситуация затронет финансистов, банкиров и нефтяной сектор. Анна Антоновская считает, что сотрудники уровня специалиста – старшего специалиста при потере в зарплате вынуждены будут смириться с этим: рынок не сможет предложить достойной альтернативы. А вот высшие менеджеры, имеющие иные доходы или серьезные сбережения, вряд ли согласятся на понижение уровня компенсации и предпочтут в прямом смысле «сидеть на даче».
Кризисные стратегии. Кризис усложнит трудоустройство для студентов и выпускников вузов. Особенные проблемы могут возникнуть у тех молодых специалистов, кто не изменил желания строить карьеру в наиболее «пострадавших» сегментах: инвестиционно-банковском и девелоперском. Универсальный совет – шире взглянуть на рынок. «Новичкам нужно крепко задуматься, стоит ли им пытаться реализовать себя именно в этих отраслях народного хозяйства, – рассуждает президент «Файненшл Бридж»  Рустам Исеев. – Сейчас нет речи о кадровом голоде, напротив, целые команды высококвалифицированных аналитиков, инвестбанкиров остались без работы. Но, с другой стороны, те, кто сегодня придет на рынок, имеют отличный шанс. Уже через полтора-два года мы будем с трудом вспоминать о нынешних проблемах, а новички станут профессионалами, пережившими кризис». Если же инвестбизнес – не мечта всей жизни, то рекрутеры советуют подумать об IT, FMCG, страховании.
Более опытным специалистам, оказавшимся из-за ситуации на рынке в карьерном тупике, возможно, стоит задуматься о походе за новыми знаниями. «Интерес к MBA в кризисные периоды возрастает. К примеру, в нашей школе количество заявок в сравнении с прошлым годом увеличилось на 24%», – поведал «Выбери!by» профессор по стратегическому менеджменту британской Ashridge Business School Стефан Шуберт. По его словам, есть несколько моделей эффективной стратегии поведения в момент кризиса. Во-первых, можно бороться внутри него – сделать для своей компании нечто выдающееся, что позволит существенно подняться по карьерной лестнице. Во-вторых, можно выйти из кризиса. Не пережидать нелегкое время в бизнес-среде, а воспользоваться периодом простоя и пойти учиться.
ДЕТАЛИ: Извольте отказатьсяХедхантинговое агентство Cornerstone провело исследование, посвященное влиянию финансового кризиса на кадровую политику компаний.Были опрошены 42 организации, в том числе инвестиционные и розничные банки. Выяснилось, что 90% компаний задумывается о возможных издержках, а 9,5% все еще не считают угрозу кризиса реальной. И если, скажем, в нефтегазовом секторе не спешат драматизировать ситуацию, то в банковской отрасли единодушны: «кризис нанесет урон их бизнесу». Какие же расходы предполагается сокращать? Во-первых, компании подумывают об ужесточении контроля за бюджетом, в том числе об оптимизации численности персонала. Во-вторых, готовы уменьшить расходы на работу с кадровыми агентствами и заморозить новые проекты. Далее в иерархии мер значится урезание бонусов и избавление от непрофильных активов. За сокращение зарплат не проголосовал никто.
Кому боятьсяНа портале Headhunter уже в сентябре почувствовали спад интереса со стороны работодателей.Многие из них явно предпочли занять выжидательную позицию и прекратили подбор новых сотрудников. По словам гендиректора группы компаний Headhunter Михаила Жукова, резко упал спрос на топ-менеджеров (снижение по Москве в сравнении с августовскими показателями составило 31,5%). Уменьшилось также количество вакансий на специалистов в торговом финансировании, налогах, разработке новых продуктов, ипотечном кредитовании, трейдинге/дилинге, розничных кредитах и т. д. Прогнозы неутешительны: вероятно, до конца года сохранится тенденция к снижению количества открытых вакансий. Маятник спроса/предложения может качнуться в обратную сторону лишь в марте-апреле.