Рубрики
Статьи

«Viberi» Публичный Wi-Fi победил

«Viberi» Публичный Wi-Fi победил
«Viberi» Публичный Wi-Fi победилВ Рынок коммерческого Wi-Fi-доступа (без учета хот-спотов, которые каждый может установить у себя в квартире самостоятельно) делится на частный и публичный. Под первым понимается платный доступ для отдельных домохозяйств. Под публичным – платные и бесплатные зоны доступа в общественных местах для всех желающих. Лидер рынка по числу хот-спотов – В«ВымпелкомВ», благо его первенство никто и не оспаривал. С начала 2007 года он (до февраля 2008 года в лице нынешней В«дочкиВ» Golden Telecom) установил около 15 тыс. точек доступа, причем все в Москве. Из них 14,5 тыс. – для частных абонентов, оставшиеся полтысячи предназначены для интернет-доступа в публичных местах. Всего, по данным J’sons & Partners (J&P;) на конец июня 2008 года в России работало 17,7 тыс. коммерческих хот-спотов. В Москве расположено 16 тыс.Комфорт недорого. Wi-Fi как технология платного доступа для домохозяйств себя не оправдала. За полтора года проект набрал лишь 94 тыс. абонентов. По словам Александра Изосимова, в частном направлении беспроводная интернет-сеть больше развиваться не будет. Хотя сам проект, стоивший $10 млн, все-таки вышел на окупаемость. Первоначальные планы предусматривали 300-400 тыс. абонентов к концу 2009 – началу 2010 годов. В«Технология Wi-Fi постепенно уходит на второй план. Операторы сочли более выгодным обратиться к технологии WiMAX, в том числе для мобильного доступа, вспомните проект В«Комстар-ОТСВ», – говорит аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов. – А в регионах, кроме WiMAX, есть 3G, услуги которой дешевле Wi-Fi. Клиенту нужны сервисы, не технологияВ». За первую половину 2008 года общее число хот-спотов сократилось во всех федеральных округах. С развитием оптических сетей передачи данных снижаются тарифы, и побеждает провод. Устройства, поддерживающие Wi-Fi, стоят дороже: в $500 обойдется сетевой маршрутизатор, а базовая станция, охватывающая круг радиусом 50-70 метров, – до $200. Стоимость оборудования закладывается в тарифы, а абонент в итоге приходит к выводу, что дешевле протянуть домой провод и самостоятельно поставить Wi-Fi-роутер. А в дороге пользоваться интернетом через 3G. Но в таком случае постепенное вторжение в обиход технологий мобильной связи третьего поколения ставит под угрозу существование московского рынка WiMAX. В«Нет смысла начинать проекты по предоставлению ШПД с помощью одной технологии, будь то Wi-Fi или WiMAX, – не боится президент В«Комстар-ОТСВ» Сергей Приданцев. – Целью должно стать просто предоставление ШПД, которое обеспечивается сочетанием технологий. Например, в крупных городах имеет смысл подвести оптоволокно к предприятиям и домам. Но внутри помещения лучше “не опутывать” проводами, а обеспечить доступ по Wi-FiВ».Стабильный рост. Другое дело – перспективы зон публичного доступа. Александр Изосимов планирует развивать Wi-Fi-сеть именно в этом направлении. Но аналитики сомневаются в возможности резкого скачка, по крайней мере, в Москве и в Петербурге. Во-первых, существует уже ставший привычным набор В«кризисныхВ» причин: приоритет отдается быстроокупаемым проектам, а не технологическим экспериментам. Во-вторых, по мнению Антона Ворыхалова, в Москве В«активного роста публичных хот-спотов не будет, так как их уже установили все, кто хотелВ». Надежда на регионы. В«Новые точки будут активно вводиться в эксплуатацию в крупных городах Южного и Дальневосточного округов, – прогнозирует ведущий консультант J&P; Елена Полещикова. – Остальные будут расти не столь высокими, но стабильными темпамиВ».