Рубрики
Статьи

«Viberi» Прощай, банк, прощай!

«Viberi» Прощай, банк, прощай!
«Viberi» Прощай, банк, прощай!«Пил я как-то с преуспевающим банкиром чай, – вспоминает председатель совета Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов. – У него все по стандарту: две квартиры в центре Москвы, две машины, работа по 12 часов в сутки в кредитной организации, которая входит в топ-50 по активам. И вдруг топ-менеджер говорит: “Знаешь, так хочется бросить все и уехать в какую-нибудь глушь! Ну или хотя бы найти работу поспокойнее – не в банковской сфере”».
Подобная ситуация – не редкость. «Когда банковский бизнес становится до боли понятным, а финансовое состояние позволяет не беспокоиться о завтрашнем дне, почему бы не поискать для себя какое-то новое интересное занятие», – отмечает руководитель Проекта национального развития Анд­рей Черепанов. Сам он примерно так и поступил. Работал во Внешэкономбанке, Вип-банке, ЦБ, Минфине и ММВА. Отдал банковской и околобанковской сфере в общей сложности двадцать лет. Сейчас Андрей Черепанов занимается ресторанным бизнесом и операциями с недвижимостью, а также руководит Проектом национального развития – некоммерческим учреждением, которое занимается «разработкой и реализацией эффективных реформ». По словам Андрея Черепанова, все это не столько для денег, сколько для души. «Так же для души на пике карьеры директор крупного департамента банка, входящего в топ-10, бросил все и стал простым диджеем», – вспоминают собеседники «Выбери!by».
Доверие свыше. Но подобные истории скорее исключение, чем правило, говорит Алексей Мамонтов: «В основном специалисты, покидающие банковский сектор, – это люди «старой закалки», у которых за плечами многолетний опыт работы в кредитных организациях. Они достигли высот и хотят реализоваться в другой сфере, освоить новые рынки».
Скажем, экс-председатель правления Росбанка Евгений Иванов три года назад принял предложение горно-металлургической компании «Норильский никель» возглавить формирующуюся на базе ее структурного подразделения объединенную золотодобывающую компанию «Полюс Золото» (банк и указанные организации входят в холдинг «Интеррос»). И сейчас Евгений Иванов руководит одной из крупнейших золотодобывающих компаний мира. «Я отдал банковскому бизнесу четырнадцать лет, решил, что пора встряхнуться, поменять сферу деятельности», – говорит собеседник «Выбери!by».
В реальный сектор ушел и экс-глава МДМ-банка Владимир Рашевский, проработавший в банковской сфере двенадцать лет. В 2004 году Владимир Рашевский занял должность гендиректора Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Его ключевыми задачами на новом посту стали разработка и воплощение новой стратегии развития крупнейшей угольной компании России, объединение на ее базе угольных и электроэнергетических активов, перестройка системы управления. В конце прошлого года выяснилось, что Владимиру Рашевскому принадлежит миноритарная доля СУЭК, основными акционерами которой являются Андрей Мельниченко и Сергей Попов.
«Предложение сменить сферу деятельности и Евгению Иванову, и Владимиру Рашевскому поступило от руководства групп «Интеррос» и МДМ, что говорит о высокой оценке деятельности топов со стороны самых взыскательных судей – собственников», – комментирует Андрей Черепанов.
Кузница кадров. Как отмечает Алексей Мамонтов, топ-менеджеры кредитных организаций не растеряются, оказавшись в любой сфере экономики: «Они знают, как получить прибыль, сохранить устойчивость бизнеса, привлечь средства. У этих специалистов наработаны связи с банками и корпоративными клиентами в разных секторах». Банкиры сдержанны, отмечает эксперт, но в то же время креативны, что немаловажно для разработки новых продуктов и формирования стратегии.
Вместе с тем, как замечает управляющий партнер консалтинговой компании Forward Human Solutions Татьяна Андриевская, экс-банкиры редко радикально меняют сферу деятельности. Как правило, топ-менеджеры кредитных организаций уходят в страховой или инвестиционный бизнес, которые по своей сути близки банковскому.
Скажем, Александр Григорьев, возглавлявший в 2000–2001 годах банк «Русский стандарт» (РС), а в 2003–2005 – Дельтабанк (переименован в ДжиИ Мани банк), теперь руководит страховой компанией «Ингосстрах».
Еще одна «любимая» банкирами ниша – недвижимость. Так, Юрий Моисеенко, тринадцать лет проработавший в СКБ-банке, пять из которых – зампредом, в июле текущего года возглавил центр недвижимости «Уральский дом». «Инвестирование в строительство, на мой взгляд, очень свободная и перспективная ниша, – объясняет свой выбор Юрий Моисеенко. – Кроме того, масштабы бизнеса здесь будут выше, чем те, которые мне доводилось курировать в банке. Скажем, портфель ипотечных кредитов СКБ-банка – около 3 млрд рублей. В ближайшие два года объем нашего бизнеса будет значительно превышать эту сумму».
Как отмечает Юрий Моисеенко, банковский опыт поможет ему достичь успеха на новом поприще: «Сегодня важно не только хорошо строить, но и грамотно выстраивать схемы финансирования – найти деньги на участие в аукционе по предоставлению участка, на проектирование, которое длится до года, на само строительство».
Акционерный толчок. Отставки ключевых менеджеров нередко вызваны сменой акционеров кредитной организации. При этом специалист, уже достигший высот в банковской сфере, может просто-напросто не найти себе достойной позиции в другой кредитной организации. Или, например, при прочих равных условиях выбрать альтернативную сферу деятельности – если уже раньше закрадывались мысли о смене ориентиров.
Скажем, финн Илкка Салонен, восемь лет руководивший Международным московским банком (ММБ), в феврале 2007 года стал президентом УК «Ренессанс управление инвестициями». Решение покинуть ММБ Илкка Салонен принял после того, как скандинавская группа Nordea, интересы которой он представлял, вышла из капитала кредитной организации, продав свою долю итальянской группе UniCredit (сейчас – единственный владелец ММБ, который до конца года переименуют в Юникредит банк).
Бывшие зампреды Инвестсбербанка Максим Чернущенко и Владимир Спильниченко сегодня являются вице-президентами инвестиционной компании ТПС, которая занимается недвижимостью, стивидорным бизнесом и прямыми инвестициями. Руководит компанией бывший совладелец Инвестсбербанка Александр Пономаренко. Топ-менеджеры кредитной организации объявили о своем уходе после того, как банк летом прошлого года купила венгерская группа ОТР.
Банкиры не жалеют о «содеянном». «Принципы работы в инвестиционном бизнесе те же, что и в банковском. Везде нужен точный расчет, выверенное планирование, жесточайшая финансовая и производственная дисциплина, грамотное юридическое, информационное и кадровое обеспечение», – говорит Владимир Спильниченко. Доходность банковской деятельности, отмечает он, снижается. «Если инвестиционное решение грамотно рассчитано, вложенные деньги могут принести гораздо больше средств, чем банковский бизнес, – продолжает собеседник «Выбери!by». – Работа в ИК мне не просто нравится. Я увлечен ею, так как отчетливо ощущаю ее результаты». С ним соглашается Илкка Салонен: «Инвестиционный бизнес очень перспективный и не менее «живой» и разнообразный, чем банковский. В жизни каждого топ-менеджера наступает момент, когда он подводит итоги какого-то важного периода своей деятельности и задается вопросом: «Иду ли я еще вперед?». Сейчас я могу с уверенностью сказать, что да».
Сам себе хозяин. Иногда специалисты покидают банковский сектор, чтобы заняться собственным бизнесом. Многим претит статус наемного менеджера. Быть собственником компании – куда хочу, туда лечу – совсем другое дело.
Так, экс-глава Абсолют-банка Олег Капитонов в 2005 году основал УК K&S; Capital Management и стал ее управляющим директором. Главное направление деятельности компании – wealth management, то есть услуги по управлению состоянием частных граждан. Головной офис организации располагается на Каймановых островах, в Москве работает ее представительство. «Для меня private-банкинг – это образ жизни. Впервые за многие годы я не чувствую противоречия между интересами своими и клиента. В банке мне было выгодно привлекать депозиты под низкий процент, а кредиты выдавать под высокий, – делится Олег Капитонов. – Сейчас все иначе: мы зарабатываем вместе с клиентом. И в наших интересах искать решения, которые ему более выгодны».
Экс-руководителю кредитного управления Номос-банка Денису Иванову, успевшему поработать также в ИГ «Русские фонды» и РАО «Роснефтегазстрой», также не по душе статус наемного менеджера. Сейчас он руководит собственным бизнесом – юридической фирмой «Финансовый резерв», оказывающей консультации по вопросам взыскания задолженности. «Работа в коммерческом банке требует достаточно узкой специализации и консерватизма, а я всегда хотел участвовать в принятии ключевых решений», – говорит Денис Иванов.
В ДВИЖЕНИИ: Только «первичка»Некоторые специалисты не могут работать там, где бизнес уже выстроен и все идет по накатанной дорожке.
Становится скучно. В результате менеджер подыскивает новый проект. И вполне закономерно, что в какой-то момент меняет сферу деятельности. Таким специалистом, скажем, оказался экс-директор Западно-Сибирской дирекции Росбанка Александр Веселков, который сегодня курирует инвестиционно-финансовое направление деятельности угольной компании «Белон». «Росбанк оказался в русле всех рыночных тенденций, сделал ставку на работу с частным лицами, – рассказывает Александр Веселков. – Массовое обслуживание по своей сути – нудная кропотливая деятельность. Тогда как мне интересно заниматься штучной, если хотите, ювелирной работой с корпоративными клиентами». Как отмечает собеседник «Выбери!by», если бы он продолжил трудиться в кредитной организации и дальше, то стал бы терять профессионализм. «Я хочу создавать и развивать новые проекты», – делится Александр Веселков.