Рубрики
Статьи

«Viberi» Проклятие Бронзового солдата

«Viberi» Проклятие Бронзового солдата
«Viberi» Проклятие Бронзового солдатаЭстония стала одной из первых жертв мирового кризиса ликвидности, пришедшего из-за океана: по итогам второго квартала 2008 года ее экономика просела на 0,9% по сравнению c первым. В январе–марте было снижение на 0,5%. Банковская система Эстонии в значительной степени интегрирована в мировую. Больше всего пострадал рынок недвижимости. За январь–май этого года на нем было заключено в пять раз меньше сделок, чем за тот же период прошлого года. Общая стоимость проданных земельных участков была на 45% ниже, чем в мае прошлого года. Последствиями краха, кстати, активно пользуются богатые россияне, которые все чаще приезжают в Эстонию, чтобы прикупить сильно подешевевшую недвижимость. Сильно пострадало от мирового кризиса и внутреннее потребление – эстонцы, так же как и американцы, слишком «подсели» на дешевые деньги.
Прошлой весной власти Эстонии безрассудно обошлись с памятником Воину-освободителю в Таллине. Показательным бойкотом в России эстонских товаров дело не обошлось: происходит кардинальная смена российских приоритетов по отношению ко всей Прибалтике.
Между Востоком и Западом. Предпосылки появились даже раньше, когда в связи с «ремонтными работами» было закрыто ответвление нефтепровода «Дружба» на литовский НПЗ Mazeikiu Nafta. Этот завод обеспечивал топливом всю Прибалтику, и уже тогда прекращение поставок относительно дешевой нефти негативно сказалось на ценах.
История получила продолжение после переноса Бронзового солдата: «Российские железные дороги» на несколько дней перекрыли перевалку грузов. Вскоре поезда вновь пошли в направлении Балтики, но с каждым месяцем их становилось все меньше и меньше. К концу прошлого года транзит российских грузов по железной дороге снизился почти на 27% (чуть больше 10 млн тонн по итогам года). «Раньше в сутки через Эстонию проходило 40 поездов из России, теперь и 15 не наберется», – уточняет пресс-секретарь «Эстонских железных дорог» Урмас Глазе.
В лучшие советские времена через нее перевозили около 25% всего экспорта нефтепродуктов. «Теперь через нас гонят в лучшем случае мазут», – сокрушается Урмас Глазе.
Эстония необычна своим географическим положением. Раньше эта страна вместе с другими прибалтийскими портами была идеальной перевалочной базой, и транзитные деньги были главными для нее. По оценкам члена Академии наук Эстонии Михаила Бронштейна, транзит в 90-е годы формировал 10–12% ВВП страны, а вместе с обслуживающим сектором – все 20%. Причем эта цифра не изменилась и в 2000-е годы. В 2007 году ВВП Эстонии составил около 15,5 млрд евро, то есть только транзит приносил экономике не менее 3,1 млрд евро ежегодно.
«Российский транзит является наиболее важным для эстонской экономики сектором, в особенности для транспортной сферы. В то же время наличие или отсутствие этих потоков не критично для экономики в целом», – считает Алари Пурью, профессор Estonian Business School.
На патриотической волне. Перенос Бронзового солдата привел эстонскую общественность в восхищение, поддержка действующего премьер-министра Андруса Ансипа в прошлом году была колоссальной. Многие проигнорировали резкое сокращение российского транзита. Но им дело не ограничилось. Часть эстонских деревообрабатывающих компаний была вынуждена сократить персонал после введения Россией высоких экспортных пошлин на древесину. По данным Союза лесной промышленности Эстонии, российского леса-кругляка раньше приходило около 2 млн кубометров (примерно треть от всей переработки). После введения пошлин эта цифра сократилась до нескольких сот тысяч кубометров.
По мере нарастания трудностей Андрус Ансип стал терять популярность, а экономисты и оппозиционеры стали обвинять его во всех неурядицах. Согласно отчету Банка Эстонии, наиболее сильно в 2007-м «сдал» сектор «Энергоносители, газ и водоснабжение»: в 2006 году его вклад в ВВП был 6,5%, в прошлом году – уже 1,8%. Вклад торговли снизился с 13,1% до 6%, сектора «Транспорт, хранение и связь» – с 11,6% до 6,8%.
Другие эксперты не склонны драматизировать ситуацию. Международное рейтинговое агентство Moody’s в мае 2008 года проанализировало устойчивость экономики 11 стран Восточной Европы, находящихся в опасной зоне, определив «претендентов» на рецессию и кризис. Эстонию оно отнесло к группе с минимальным риском.
Мы пойдем другим путем. То, что теперь не идет в Эстонию, идет в Латвию, создавая для латвийской инфраструктуры немалые трудности. Перевалочные мощности там на пределе, отсюда пробки на дорогах и длительные простои составов в ожидании разгрузки. Литва и Латвия российские памятники не двигали и лишний раз злить восточного соседа не хотят, что благоприятно сказывается на торговых взаимоотношениях с Россией. За последний год в эти страны, а также в Финляндию было перенаправлено до 80% всех транспортных потоков, которые ранее шли через Эстонию.
Однако в скором времени и они иссякнут. 5 июля на совещании Морской коллегии при правительстве России в Санкт-Петербурге вице-премьер Сергей Иванов заявил, что речь идет об окончании любого экспорта через прибалтийские порты. Он назвал эту задачу амбициозной, но подчеркнул, что «кормить порты Прибалтики Россия больше не будет». На плане-схеме «Транспортной инфраструктуры России в 2010–2030 годы» все магистрали аккуратно огибают и Литву, и Латвию, и Эстонию, заканчиваясь в Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Приморске.
И это не просто планы. 14 мая 2008 года в Приморске открыли первую очередь нефте­продуктопровода «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск» мощностью 8,4 млн тонн нефтепродуктов в год. Полная реализация проекта позволит пустить в обход стран Балтии 24,6 млн тонн.
Не так скоро. «Путин хочет лишить нас денег», – примерно с такими заголовками на следующий день вышли прибалтийские издания. Однако пока это не так. Мощности Приморска по перевалке топлива пока слишком малы в сравнении с Таллином, Муугой и Вентспилсом. Нет в северо-западных российских портах и инфраструктуры для перевалки другого сырья.
К примеру, российская химическая компания «Акрон» была в числе тех, кто поддержал майский бойкот прошлого года. Она заморозила новые инвестиционные проекты в Эстонии в знак солидарности с другими российскими предпринимателями. Однако, как сообщили «Выбери!by» в компании, сейчас у «Акрона» там по-прежнему действуют два предприятия. При этом второе достраивается – это терминал для жидких удобрений. Недавно бизнесмены приобрели долю в терминале для перевалки сухих удобрений. «Мы бы рады переехать в Усть-Лугу или Питер, но там пока ничего не готово. Вот когда там будет построена необходимая инфраструктура – тогда и будем думать», – пояснили в компании.
Остается в Эстонии и другой крупный российский бизнес. К примеру, «Лукойл» продает там топливо и занимает около 7% на рынке. Как пояснили в компании, с прошлого года эта цифра не изменилась. «Газпрому» принадлежит 37,02% акций Eesti Gaas.
Вернулись эстонские продукты и в российские магазины, хотя в мае прошлого года крупные сети демонстративно от них отказывались. «Это действительно так, правда доля этих товаров всегда была невелика – менее 1% от всего оборота», – сообщили «Выбери!by» в «Седьмом континенте».
Компания «Н-транс» также в порыве патриотизма свернула в Эстонии проект строительства сборочного производства автозапчастей и свой железнодорожный бизнес. Между тем эстонское направление остается приоритетным для перевозок грузов «Н-транс».
Кто победитель? Ни о каком ренессансе экономического партнерства речи нет. Очевидно, что две страны будут и дальше удаляться друг от друга. Кстати, именно Эстония чуть ли не первой в Европе осудила российские боевые действия в Южной Осетии. А эстонцы, не успели прогреметь первые выстрелы в Цхинвали, кинулись скупать грузинские вина в знак солидарности с «независимым и свободолюбивым народом Грузии».
Но это политика. Что же касается экономики, то перевалка грузов через строящиеся новые российские порты, без сомнения, будет выгодна экспортерам. То есть экономически Россия выиграет, а вот геополитически, несомненно, проиграет. Несмотря на то что транзит через третьи страны приносит проблемы (достаточно вспомнить газовые войны с Украиной и Белоруссией), экспортные потоки через соседей – это еще и инструмент влияния и возможностей.
ПОТЕРИ: Остановка по политическим соображениям«После апрельских событий 2007 года мы уже потеряли примерно 40% российского транзита, или 8–10 млрд крон (до 640 млн евро), что составляет 3–4% от ВВП, – говорит член Академии наук Эстонии Михаил Бронштейн. – Полное же перенаправление экспорта обойдется примерно в такую же сумму. Кроме того, мы потеряем амортизатор на случай экономического кризиса».По оценкам Минэкономразвития России, товарооборот между двумя странами в 2007 году рухнул на 33,7% и составил около 1,35 млрд евро.
Главным образом это произошло за счет падения российского экспорта на 39,7%. Встречные грузопотоки выросли на 15,5%, однако в абсолютных цифрах это всего 270 млн евро. Но даже снижение двусторонней торговли не сильно пошатнуло позиции России. Для Эстонии она по-прежнему четвертый по величине поставщик импортных товаров и третий покупатель ее экспорта.
В этом году ситуация ухудшилась. За январь–май товарооборот между Эстонией и Россией составил всего 337 млн евро, что уже на 51,1% ниже аналогичного показателя 2007 года. Очевидно, что второе полугодие ситуацию не изменит. Как отмечается в аналитической справке министерства, «в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база торгово-экономических отношений с Эстонией», а «внутригосударственные процедуры согласования проектов соглашений были приостановлены по политическим соображениям».
По данным Банка Эстонии, в 2007 году прямые инвестиции в Россию составили 336,58 млн евро с долей в 8,3% от общей суммы вложений за рубеж. Поток в обратном направлении еще слабее – около 296 млн евро (2,6%). Россия занимает пятое место среди стран – инвесторов в эстонскую экономику, уступая Швеции (39,3%), Финляндии (24,9%), Нидерландам (5,6%) и Дании (4,4%).