Рубрики
Статьи

«Viberi» Пришлые люди

«Viberi» Пришлые люди
«Viberi» Пришлые людиЛидеры по привлечению иностранцев на руководящие посты – инвестиционные компании и банки. Активными потребителями заграничной рабочей силы являются также мультинациональные концерны разных отраслей. Такие предприятия, обосновываясь в России, на должность финансового директора обычно приглашают сотрудника штаб-квартиры. «Многие крупные международные компании все еще очень критично относятся к российскому менеджменту, – рассказывает консультант отдела «Финансовые услуги» кадрового агентства Avanta Марина Куликова. – Все решения в подобных структурах принимаются за границей, на местах нужны лишь исполнители». Отечественные специалисты обычно решают проблемы, руководствуясь национальной спецификой, экспаты же придерживаются корпоративных стандартов и не считают нужным работать по-другому в чужой стране.
Для многих российских фирм западные профессионалы являются носителями уникального управленческого или технологического опыта. «Иностранные сотрудники необходимы, если компания открывает бизнес в новых отраслях, запускает проекты, аналогов которых в России пока нет, либо их единицы, – рассказывает директор по рекрутингу «Апрайта» Наталья Воронова. – Как правило, экспаты выступают в роли start-up-менеджеров, отлаживают рабочие механизмы и передают свой опыт». Поводом для приглашения заграничных «звезд» могут быть и планы собственников предприятия по выходу на IPO или привлечению зарубежного стратегического инвестора.
Лицензия на добычу. Российское законодательство требует своевременно уведомлять госучреждения о приеме на работу иностранных граждан. Работодателю, нанимающему специалиста из дальнего зарубежья (не из стран СНГ), предстоит посетить три инстанции: Территориальный центр занятости населения (ТЦЗН), Управление государственной службы занятости населения (УГСЗН) и Федеральную миграционную службу (ФМС). Каждое из этих учреждений имеет свои приемные дни и часы работы. В ТЦЗН нужно предоставлять обоснование того, почему компании понадобились именно экспаты. Сотрудники центра могут предложить ознакомиться с кандидатурами граждан России, зарегистрированных на бирже труда, только те вряд ли смогут претендовать на высокие должности. «В моей практике, если дело касалось трудоустройства профессионалов – директоров различных направлений, высококлассных технических специалистов – проблем с получением разрешений не возникало, – говорит юрист отдела иммиграционного права юридической фирмы «Клиф» Татьяна Коркина.
На принятие решения ТЦЗН нужно две недели, в случае положительного заключения работодатель должен посетить УГСЗН, экспертиза которой длится неделю, а потом ФМС, рассматривающую заявление в течение месяца. Лишь потом на имя сотрудника выдается пластиковая карточка с надписью «Разрешение на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства» (каждый пластик обходится работодателю в 1000 рублей). А компания получает разрешение на право привлечения иностранной рабочей силы (стоит 3000 рублей). Для граждан СНГ такого разрешения не требуется, достаточно получить в ФМС именную карточку сотрудника (он может оформить ее самостоятельно). Упрощенная процедура должна занимать всего 14 дней, на деле все затягивается, по меньшей мере на месяц. Многолетний опыт сотрудников «Клифа» показывает: в Москве, где чиновники уже более-менее привыкли к объемам работ, на получение полного пакета документов уйдет минимум полтора месяца. А вот в регионах и даже ближайшем Подмосковье процедура нередко длится полгода. Причем каждый год документы оформляются заново.
Другая сторона. Многим зарубежным финансистам интересно работать на бурно развивающемся рынке, но поездка в Россию представляется рискованным предприятием. Опыт кадровиков свидетельствует: экспат согласится на переезд, если ему предложить вознаграждение, как минимум в два раза превосходящее прежний доход. Кроме того, западные специалисты выдвигают ряд требований к будущим условиям работы. «Например, знание иностранного языка остальными сотрудниками, – рассказывает региональный директор Kelly Finansial Resources (KFR) Наталья Курантова. – Язык обеспечивает нормальное рабочее общение. А это не самое легкое из условий. Финансистам вплотную придется работать с бухгалтерией. По нашей статистике, не больше 50 главбухов Москвы свободно владеют английским языком». Помимо этого, желательно, чтобы будущие сослуживцы были знакомы с западными стандартами отчетности и имели навыки работы в ERP-системах. Заграничные специалисты серьезно относятся к соблюдению всех стандартов и процедур. Их искренне удивляют российские корпоративные традиции. «Скажем, у нас менеджмент определяет направление, в рамках которого персонал действует уже самостоятельно, – рассказывает управляющий директор одной из крупнейших отечественных инвестиционных компаний. – В России же приходится чаще напоминать людям об их обязательствах и непременно следить за их выполнением, особенно если вас не связывают тесные отношения». Надо сказать, россияне по?особенному реагируют на руководство. «Подчиненный боится спорить с руководителем, а руководитель, в свою очередь, тяжело воспринимает возражения и критику, –?делится опытом директор по работе с корпоративными клиентами малого и среднего бизнеса Альфа-банка Чаба Зентаи. – Я убежден: для динамичного развития бизнеса нужно оценивать каждое высказанное мнение. На Западе все понимают: любой твой сотрудник завтра может стать руководителем, поэтому рабочие отношения основаны на профессионализме, а не на авторитарности». По мнению заместителя генерального директора «Метрополя» Хока Саншайна, характерными чертами россиян являются фатализм и открытость: «Забавно наблюдать, когда русские клянутся в том, что чего-то выполнить невозможно, и в то же время с готовностью соглашаются сделать это «так или иначе», – рассказывает Хок Саншайн. – Бросается в глаза открытость россиян: они не боятся делиться своими переживаниями с друзьями и коллегами. В США же люди предпочитают обсуждать проблемы с психологами».
Капризы. Социальный пакет приглашенного специалиста индивидуален. Как правило, менеджеров высшего звена обеспечивают привычными статусными условиями: квартирой в центре города, машиной представительского класса с водителем, а также различными бытовыми мелочами, например оплатой няни для ребенка. Кроме того, компания берет на себя поиски и содержание личного помощника – переводчика. «Иностранцы педантичны, они привыкли к комфорту, – замечает специалист рекрутинговой компании Pynes & Moerner Елена Беринберг. – Если россиянин согласится на компенсацию наличными и сам решит все свои проблемы с бытом, то западным сотрудникам нужно помогать по максимуму». Запросы экспатов бывают весьма экзотическими. Так, один француз потребовал доставить в Россию любимый диван. Как выяснилось, совершенно обыкновенный, без какой-либо художественной ценности. Диван привезли, он год пылился на складе фирмы-перевозчика, а затем был отправлен обратно во Францию. Транспортировку и хранение, конечно, оплачивал работодатель.
Сдача позиций. В течение последних 5 лет число привлекаемых высококвалифицированных экспатов-финансистов сократилось как минимум на 25%, говорят в KFR. В стране уже успело вырасти поколение профессионалов. «До недавних пор западных профессионалов привлекали по инерции, сейчас эта тенденция ослабевает. Все больше появляется компаний, которым безразлично происхождение специалиста. Главное требование – наличие нужных навыков, – отмечает Елена Беринберг. – Кроме того, россияне стали даже более агрессивны в своих денежных аппетитах. Поэтому сейчас можно найти хорошего иностранного финансиста, который будет и опытнее, и дешевле»