Рубрики
Статьи

«Viberi» Принцип Нобеля

«Viberi» Принцип Нобеля
«Viberi» Принцип НобеляВ минувший вторник состоялось первое в 2008 году заседание комиссии по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях Общественной палаты РФ. Глава комиссии Владимир Потанин, президент «Интерроса», объявил основные задачи на текущий год. Наиглавнейшая из них – привлечение средств в фонды целевого капитала (ФЦК) – так называемые эндаументы. Кстати, именно крупные бизнесмены, в том числе и сам Владимир Потанин, два года назад инициировали разработку и принятие закона о ФЦК.
Первопроходцы. Сейчас в России зарегистрировано 10 ФЦК, большая часть из них создана в сфере образования. Есть они у Московской школы управления «Сколково», МГИМО, Финансовой академии при правительстве РФ, Российской экономической школы, Московского физико-технического института, Высшей школы менеджмента, созданной на базе факультета менеджмента СПбГУ, Европейского университета в Петербурге. Образованы ФЦК при Сибирском и Южном федеральных университетах.
Любопытно, что фонд при МГИМО создан по инициативе ассоциации выпускников института. Так, миллиардер Владимир Потанин (№ 6 в рейтинге «Выбери!by») и издатель «Коммерсанта» Алишер Усманов (№ 12) на прошлом неделе внесли в фонд альма-матер по $5 млн.
Эндаумент Финансовой академии также был учрежден бывшими выпускниками, среди которых пока еще совладелец «Интерроса» миллиардер Михаил Прохоров (№ 7), глава «Почты России» Андрей Казьмин, президент банка «Возрождение» Дмитрий Орлов (№ 171), председатель правления Банка развития Владимир Дмитриев. Все вместе они внесли $8 млн. Первый региональный ФЦК – «Наука и образование ЮФО» появился в Ростове-на-Дону, учредил его местный Центринвестбанк, перечисливший 34,5 млн рублей. Планируется, что из фонда будут выплачиваться стипендии лучшим студентам, молодым ученым и преподавателям вузов ЮФО.
Пока самыми крупными являются ФЦК Высшей школы менеджмента СПбГУ (капитал должен составить $150 млн) и «Сколково» ($100 млн). Их ресурсы по сравнению с западными аналогами невелики. Так, капитал фонда Гарвардского университета составляет свыше $24 млрд, Йельского – $28 млрд, Принстонского и Стэнфордского – более $10 млрд каждый. «Прибыль фонда Гарварда, например, составляет треть всех доходов университета, – говорит «Выбери!by» финансовый директор «Сколково» Илья Гущин. – Доля российских эндаументов, и нашего в том числе, в общих доходах университетов первое время будет несоизмеримо ниже. Но мы рассчитываем, что в дальнейшем она вырастет».
Созданы ФЦК и при учреждениях культуры. В частности, для поддержки Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Московского дома актера и Большого театра. В текущем году возглавляемая Владимиром Потаниным комиссия должна заняться активной работой по расширению практики создания фондов целевого капитала в новых сферах, а не только в образовании и культуре.
Устранение недостатков. Существует два законодательных изъяна, сдерживающих развитие эндаументов. Первый – отсутствие налоговых льгот для компаний и граждан, перечисляющих деньги в фонд. Во всем мире суммы пожертвований выводятся из налогооблагаемой базы. Российским законом о ФЦК и Налоговым кодексом это не предусмотрено. «А между тем во всем мире именно налоговые льготы для благотворителей способствовали развитию эндаументов», – отмечает Илья Гущин. Впрочем, в России в 90-е годы были льготы для филантропов, и для многих из них эта деятельность стала прикрытием для ухода от налогов или «отмывания» денег, в результате чего государство отказалось от поощрений. Теперь эту практику предлагается вернуть для фондов целевого капитала, ведь их деятельность прозрачна – деньги идут в конкретное учреждение и расходуются на конкретные цели. Соответствующие поправки в закон МЭРТ уже подготовил и согласовал с Минфином, сейчас их рассматривает аппарат правительства, рассказал «Выбери!by» начальник отдела анализа и мониторинга приоритетов социально-экономического развития МЭРТа Артем Шадрин.
Вторая проблема, которую также пытаются устранить – расширение списка имущества, которое можно вносить в эндаумент. Сейчас это только деньги. Предлагается разрешить принимать ценные бумаги и недвижимость, что увеличит количество желающих передавать средства в ФЦК.
Остальные недочеты собеседники «Выбери!by» считают техническими. Например, как отметил Илья Гущин, следует упростить процедуру финансирования из средств фонда обучения конкретных студентов, а также оплату работы приглашенных преподавателей с мировым именем (сейчас это очень сложно). В академическом мире считается правилом хорошего тона, когда работа внештатных профессоров-«звезд» оплачивается именно из эндаумента.