Преждевременные страхи
Преждевременные страхиАналогично упадут темпы прироста промышленного производства (с 7,0 до 6,4%) и инвестиций в основной капитал (с 12,5 до 10,7%). Принято считать, что негативную роль сыграли все последние действия государства, начиная с дела «Юкоса» и заканчивая административной реформой. Однако не все так просто.
Непростая реформа. Посмотрим, какие же реальные изменения произошли в системе государственного управления и как это отразилось на экономической политике. Возьмем, например, административную реформу. Во-первых, она блокировала деятельность исполнительной власти на несколько месяцев. Во-вторых, четко продемонстрировала острую нехватку сколько-нибудь эффективных управленческих кадров. В-третьих, нарушила сложившиеся системы отношений внутри госаппарата и между государством и бизнесом. В результате президент вынужденно стал опираться лишь на очень ограниченный круг доверенных людей. В прямой зоне «видимости» высшей власти остались лишь наиболее крупные куски российской экономики — ТЭК, сырьевой сектор и ВПК.
Такая ситуация оказала странное влияние на всю экономику. Начать какой-либо новый инвестиционный проект стало практически невозможно. Чиновники, не зная своей зоны ответственности и боясь всего, стали даже отказываться от взяток, предлагая бизнесу следовать непонятно долгой официальной процедуре. При этом денежные отношения бизнеса и бюрократа в большинстве случаев упали до уровня консультативных услуг. Просто в одних случаях компании пользуются советами западных консультантов, а в других — искушенных в аппаратных играх бюрократов. Довольно показательны в этой связи результаты последних опросов руководителей российских компаний, проведенных по заказу РСПП. Если три года назад коррупцию критичной считали 32,6% директоров, то сейчас лишь 18,1%. И это при том, что бюрократизацию в качестве препятствия бизнесу называет теперь до 53,6% предприятий.
Экспортная стратегия. Концентрация властных усилий преимущественно на стратегических отраслях российской экономики имела еще одно последствие. Давно уже замечено, что внешняя политика является наиболее явным отражением реальных экономических предпочтений государства. В этом году верховная власть активно включилась в продвижение немногочисленных экспортных товаров. Причем не только привычных продуктов ТЭКа и сырьевого сектора, но и товаров ВПК. Яркое свидетельство — недавний визит Владимира Путина в Чили и Бразилию, значительные продвижения в военно-техническом сотрудничестве с Индией и Китаем.
Такая стратегия государства дала положительный эффект. Согласно существующим экспертным оценкам, на долю ВПК в машиностроении и металлообработке приходится около трети. В итоге, несмотря на замедление роста инвестиций, эта отрасль стала в нынешнем году самой динамичной с приростом производства на 12,6%. Идущие на втором и третьем месте по темпам развития отрасли химия и нефтехимия, а также топливная промышленность показали, по нашим оценкам, в 2004 году прирост выпуска лишь на 7,4% и 7,2% соответственно. И не случайно, что машиностроение и металлообработка сформировали в нынешнем году свыше 36,6% суммарного прироста промышленного производства, а топливная промышленность — только 24%.
Финансовая стратегия. Изменение стратегии в экономической политике коснулось не только управления ростом в крупнейших отраслях. Новой для современной России стала финансовая стратегия государства. В последние десятилетия традицией стало использование бюджетных отношений в качестве ключевого механизма первичного накопления капитала. В нынешнем году правительство реализовало совершенно иной подход.
Под предлогом упорядочивания межбюджетных отношений и формирования Стабилизационного фонда доступ к государственным средствам был снижен до минимума. Более того, в самых прибыльных секторах государство стало изымать как никогда много денег. Например, в нефтяной отрасли, по расчетам Центра развития, с каждого дополнительного $1 за баррель государство теперь забирает 91 цент против 75 центов раньше. Причем с 1 января 2005 года бюджету будет доставаться уже 94 цента с $1 прироста цены.
Конечно, такая стратегия дала резкий рост Стабилизационного фонда (он уже приблизился к заветным 500 млрд рублей). И одновременно появился шанс для реальных структурных изменений. В логике любого бизнеса заложено стремление к росту прибыли. Если в одних отраслях этому мешает налоговая система и невозможность больше рассчитывать на бюджетную помощь, то произойдет перекачка денег в другие не столь контролируемые и более перспективные сектора. Не это ли мечта всех стратегов реструктуризации российской экономики?
Реструктуризация и укрепление рубля. Проблема лишь в том, что обычно при активной реструктуризации темпы роста падают, что и обозначилось в течение 2004 года. Как же тогда с удвоением ВВП? Эта задача остается, но решение ее будет не таким простым, как казалось ранее. Надо отметить, что к концу 2004 года стали появляться симптомы пересмотра подходов в этой области. Один из последних — обращение властей к не менее амбициозной цели, заявленной президентом, — переходу к свободной конвертируемости рубля. Это не только полностью соответствует стратегии значительного бюджетного профицита, накопления денег в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, но и является еще одним фактором приближения условий функционирования российского бизнеса к свободно рыночным.
Дело в том, что после девальвации 1998 года над отечественной экономикой был раскрыт своеобразный зонтик дешевого рубля. На первом этапе это позволило остановить спад экономики, перейти к промышленному росту как в экспортном секторе, так и в отраслях импортозамещения. Теперь же значительный приток валюты в страну не оставляет другого варианта, кроме укрепления рубля. При этом очевидные потери для экспортеров перекрываются растущими ценами (стоимостный объем экспорта за 2004 год вырос на 34,2% до $182,4 млрд). А вот в секторе импортозамещения ситуация не столь простая.
На фоне дешевеющего импорта и растущих затрат (прирост цен производителей промышленной продукции составил за год 30,1%) шансов для выживания российских компаний не очень много. И один из них — перераспределение доходов населения.
Потребительский ажиотаж и инвестиционный спад. После летнего банковского кризиса, который был спровоцирован государством, значительная часть населения разочаровалась в возможности безопасных вкладов в банки. Реальный же рост курса рубля стал толчком для отказа и от долларовых сбережений. Основной стратегией распределения доходов населения стало расширение потребления на фоне снижающегося веса сбережений. Более того, значительную роль стали играть потребительские кредиты. Население посчитало, что в условиях общей неопределенности лучше быть должником, чем кредитором. В результате при росте реальных располагаемых денежных доходов населения за год на 8,6% розничный товарооборот вырос на 11,7%. Значительная часть этого увеличения пошла на импорт (его стоимостный объем вырос на 23,2% и достиг $92,9 млрд), но и российским производителям досталась немалая часть нового потребительского спроса.
Ярким свидетельством является структура промышленного роста. Год назад наблюдалась следующая картина. На долю экспорта приходилось 70,2% выпуска в промышленности, на долю инвестиций — 21,7%, реальных располагаемых доходов населения — 8,1%. В этом же году экспорт сформировал 82,1% увеличения промышленного производства, инвестиции в основной капитал — 8,8%, доходы конечных потребителей — 9,1%.
Легко заметить, что доля экономического роста, формируемого благодаря расходам населения, выросла, тогда как роль инвестиций значительно сократилась. Иными словами, в отличие от бизнеса, реакцией которого на новые экономические условия стал спад инвестиционной активности, население выбрало в 2004 году потребительский ажиотаж.
Структурное развитие экономики. В результате сложилась ситуация, когда увеличение расходов населения и растущий экспорт стали реальной основой развития экономики. Вопреки всем опасениям в 2004 году российская экономика не стала зарегулированной. Основные управленческие усилия государства сосредоточены в области отношений с крупнейшим бизнесом. И их можно охарактеризовать как «охранительные», направленные на недопущение чрезмерного перегрева экономики из-за благоприятной сырьевой конъюнктуры. При этом большая часть предприятий впервые за долгое время оказалась предоставлена сама себе. Она столкнулась с вакуумом государственной власти и необходимостью поиска независимых от бюджетной поддержки источников доходов.
Понятно, что мгновенных улучшений структуры экономики концепция «самоорганизации» не дает. Однако мировая практика свидетельствует: появление финансовой избыточности на самых низших уровнях технологической цепочки в условиях доминирования рыночной инициативы рано или поздно приводит к повышению качества используемых ресурсов. Денег хватает не только на текущее потребление, но и на НИОКР, повышение качества рабочей силы и проч. А значит, возникает перетекание капитала в сторону технологически продвинутых отраслей. Так что можно надеяться, что рано или поздно российская экономика будет замедляться в темпах развития не столько из-за наших страхов, сколько из-за объективных процессов структурных технологических изменений.
Макроэкономические индикаторы, % к соответствующему периоду предыдущего годаПоказатели2003 г. 2004 г.10ноябрь декабрь годмесяцев(оценка) (оценка) (оценка)Валовой внутренний продукт107,3107,4*—106,3Выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики107,3106,6103,6104,9106,2Объем продукции промышленности107,0106,2107,3106,8106,4Инвестиции в основной капитал112,5111,2107,5108,6110,7Оборот розничной торговли108,4111,6112,1112,4111,7Индекс потребительских цен112,0109,3101,1**101,2111,7Реальные располагаемые доходы населения113,7109,0106,3106,4108,6Экспорт товаров126,7132,1***146,4121,0134,2Импорт товаров123,6124,8***123,0113,9123,2* Данные за I полугодие 2004 г.
** Фактические данные, полностью совпавшие с оценкой «Ф.» в № 44, 2004 г.
*** Данные за январь-сентябрь 2004 г.
Источники: Росстат, ИЭ РАН.
Темпы роста производства в промышленности, % к соответствующему периоду предыдущего годаОтрасли2003 г. 2004 г.10ноябрь декабрь год месяцев(оценка) (оценка) (оценка)ТЭК Электроэнергетика 101,0100,3100,5104,7100,8Топливная промышленность109,3107,5107,4105,7107,2Экспортоориентированные и сырьевые отрасли Черная металлургия 108,9105,3105,3106,0105,5Цветная металлургия106,2103,6103,3-103,0Химическая и нефтехимическая промышленность104,4107,5107,4107,0107,4Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность101,5102,9102,9102,3102,8Отрасли внутреннего потребительского и инвестиционного спросаМашиностроение и металлообработка109,4112,0112,2116,8112,6Промышленность строительных материалов106,4105,5105,8105,9105,3Легкая промышленность97,793,393,896,494,1Пищевая промышленность105,1103,8104,0102,3104,2Промышленность в целом107,0106,2106,4106,8106,4Источники: Росстат, ИЭ РАН
Авторы — сотрудники Института экономики РАН.
Рубрики