Рубрики
Статьи

«Viberi» Предпродажный бизнес-макияж

«Viberi» Предпродажный бизнес-макияж
«Viberi» Предпродажный бизнес-макияжКогда в начале 2008 года владельцы Столичного коллекторского агентства (СКА)В  задумались о продаже части компании, планируя направить вырученные средства на развитие региональной сети иВ скупку портфелей просроченных кредитов, поиск инвестора затрудняла непрозрачность российского рынка коллекторских услуг. Как следствие, сложно было адекватно оценить и саму компанию. В«Перед нами стоял главный вопрос – как справедливо оценить наш бизнес?» – рассказывает директор по развитию Столичного коллекторского агентства Артем Плохов. Тогда компания решила заказать так называемый vendor due diligence (due diligence по заказу продавца). Помимо ответа на вопрос о стоимости бизнеса, топ-менеджмент получил экономическую модель развития компании. Создание этой модели, по словам Артема Плохова, позволило агентству В«говорить с инвесторами на одном языкеВ». Вскоре появился и покупатель – шведский фонд прямых инвестиций Mint Capital, который вВ мае 2009-го приобрел около 30% СКА за $10 млн. На коллекторском рынке это первая с начала кризиса сделка по привлечению капитала с участием иностранного инвестора.Продавцам бизнеса сегодня не позавидуешь – во всех отраслях покупатели проявляют крайнюю избирательность. По разным оценкам, объем российского рынка слияний и поглощений по итогам первого квартала 2009 года составил около $20 млрд. Инвесторы ждут снижения цен на активы. АВ покупатели тратятся на консультантов иВ юристов.Сам себе В«дилижерВ». По словам партнера компании В«Пепеляев, Гольцблат и партнерыВ» Владимира Сокова, количество запросов на проведение vendor due diligence в 2009 году увеличилось на 20–30% по сравнению с прошлым годом. В«ПрежВ­де всего, обращаются те собственники, которые планируют в ближайшее время продавать свои активы. Они хотят повысить инвестиционную привлекательность бизнеса и получить заверения от квалифицированных юристов об отсутствии препятствий для продажиВ», – говорит он. По мнению руководителя департамента финансового консалтинга компании В«Бейкер Тилли РусаудитВ» Андрея Шаронина, повышение спроса на данную услугу обусловлено снижением количестВ­ва сделок M&A; на российском рынке и, как следствие, ужесточением конкуренции за прямые инвестиции.Действительно, проведение vendor due diligence с последующей предпродажной подготовкой позволяют сократить сроки переговоров с инвесторами, что в нынешних условиях крайне актуально для собственников – в кризис без дополнительных вливаний бизнес может очень быстро развалиться. Как отмечает партнер компании Baker & McKenzie Дмитрий Марчан, В«время становится определяющим и ключевым фактором для большинства сделок на рынке M&A; в 2009В годуВ». По его словам, В«сейчас все хотят заключать сделки за два-три дняВ». Но нередко покупатель, вступая вВ переговоры, слабо представляет структуру владения и управления активами, зачастую не осведомлен о потенциальных рисках, прежде всего правовых и налоговых. В«Отчет о проверке дает четкую картину того, что именно он приобретаетВ», – уверяет Владимир Соков. Он признает, что провести тщательный анализ приобретаемого актива за короткие сроки почти невозможно, В«поВ­этому покупатель зачастую ограничивается поверхностным анализомВ». В«Недавно мы сопровождали сделку по приобретению завода, выступая на стороне продавца, – вспоминает Владимир Соков. – Был проведен vendor due diligence, устранено 80% недостатков, найденных в процессе проверки. После выхода продавца с предложением на рынок, покупатель нашелся достаточно быстроВ». Так же быстро он принял решение о приобретении завода – через 20 дней после начала переговоров. По словам Владимира Сокова, консультанты покупателя не формировали новый отчет, а просто проверяли то, что было подготовлено в ходе vendor due diligence.По подсчетам управляющего партнера инвесткомпании Pollyanna Capital Partners Николая Габышева, устранение недочетов, выявленных в результате проведения vendor due diligence, может увеличить стоимость компании на 15–25%.Финансовый make-up. Консультантам иВ юристам есть за что биться, расписывая в красВ­ках свои успехи. Средняя цена due diligence составляет примерно $20–30 тыс. В В«большой четверкеВ» за эту услугу берут до $80–100 тыс. (консультанты, впрочем, не афишируют свои услуги, источник информации – конкуренты и заказчики). Учитывая, какое количество компаний сегодня ищут инвесторов в капитал, объем рынка получается солидный. Тем не менее далеко не все готовы В«отстегиватьВ» консультантам за наведение предпродажного В«марафетаВ», полагая, что это удел плохо структурированных компаний. ВВ разговоре с обозревателем В«Ф.В» владелец небольшой сети магазинов прямо заявил: В«Это нужно тем, кто плохо управляет своим бизнесом. Я и так знаю, как обстоят дела в моей компании, а зачем мне тратить деньги, если покупатель все равно будет проводить due diligence? И результаты моего отчета его будут интересовать малоВ».В«Сейчас кто только не предлагает эту услугу! И,В если честно, доверия к большинству тех, кто мне звонит с таким предложением, немногоВ», – говорит владелец небольшого рекламного агентства. Собеседник В«Ф.В» сетует, что в последнее время уВ него разрывается телефон от звонков представителей компаний, наперебой предлагающих провести due diligence В«глазами покупателяВ». По его словам, делиться конфиденциальной информацией за продукт, востребованность которого вызывает большие сомнения, он просто не готов. В«Такую проверку перед продажей может провести наш собственный юридический департаментВ», – уверен предприниматель.В«Если компания проведет vendor due diligence – это не означает, что она сможет привлечь инвестицииВ», – подтверждает Андрей Шаронин. Однако консультанты верят в будущее услуги – по их словам, в последние месяцы значительно увеличилось число сделок, которые доходят до логического завершения. Связано это с тем, что еще в прошлом году разрыв в аппетитах был гораздо больше, поэтому сделки часто срывались. Vendor due diligence сокращает пропасть между ожиданиями продавцов и покупателей. К тому же на многих результаты такой проверки действуют отрезвВ­ляюще. В«Она может показать, что бизнес плохо работает. Это тоже немаловажный факторВ», – считает партнер компании Ernst&Young; Татьяна Шустова. В«Были случаи, когда после vendor due diligence собственник отказывался от продажи, поскольку понимал, что ему нужно еще полгода-год на устранение недочетовВ», – признает Николай Габышев.