Рубрики
Статьи

«Viberi» Правда и вымысел региональных финансов

«Viberi» Правда и вымысел региональных финансов
«Viberi» Правда и вымысел региональных финансов«Выбери!by» представляет второй ежегодный рейтинг, в котором регионы выстроены по объему плановых бюджетных расходов в расчете на душу населения. Первый был опубликован в начале прошлого года (№ 4, 2008). При поверхностном рассмотрении разница между двумя списками не слишком заметна. Десятка лидеров почти не изменилась: в ней, как и год назад, расположились все крупные нефтегазовые регионы и обе столицы. Не стало неожиданностью и то, что эту группу богатых регионов изрядно «разбавляют» представители Дальнего Востока, сильно зависящие от поступлений федеральных денег. Такова уж специфика их экономики: в ней очень высока доля отраслей, которые в местных условиях просто не могут работать без бюджетного финансирования (в первую очередь строительства, энергетики и ЖКХ), а также госуправления и социального обеспечения. При этом населения в таких регионах, как правило, немного, что и обеспечило им высокие места в рейтинге «Выбери!by».Вилами по нефти. Наполняемость бюджетов – одна из главных экономических интриг наступившего года. Слово «секвестр», казалось, давно стертое из памяти государственных финансистов, начало возвращаться в обиход еще в конце прошлого года, когда многие бюджеты едва успели получить одобрение в областных, краевых и республиканских парламентах. Насколько реалистичными окажутся прописанные в законах планы по налоговым сборам, сейчас не ведомо никому, включая тех, кто их верстал.Правда жизни может оказаться суровой для бюджетов регионов, оказавшихся в лидерах рейтинга. Очевидные риски связаны со стоимостью углеводородного сырья на мировом рынке. «По нашим расчетам, при цене $50 за баррель нефти мы теряем около 40% бюджета, а при цене $30 – около 52%. Мне непонятно, почему среди тех территорий, которые нуждаются в поддержке государства, нет Ханты-Мансийского автономного округа», – посетовал в конце декабря губернатор ХМАО Александр Филипенко. В Тюменской области, где налоги на прибыль и добычу полезных ископаемых обеспечивают около 80% поступлений в казну, власти также предвидят ухудшение ее наполняемости и готовы корректировать расходы. Губернатор Сахалина Александр Хорошавин предварительно оценивал потери областного бюджета от падения цен на нефть в 5–6,5 млрд рублей из предусмотренного в законе 41 млрд.В лучшем положении Ненецкий автономный округ, «бронзовый призер» рейтинга. В прошлом году Архангельская область забрала у региона часть полномочий, отошли в ее казну и доходы от НДПИ и налог на прибыль. Теперь главная доходная статья скромного по абсолютным размерам бюджета НАО – налог на имущество, а его сборы, очевидно, в наименьшей степени по­страдают от ухудшения конъюнктуры на сырьевых рынках.Столичные штучки. Едва ли обойдутся без существенной корректировки бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Власти Северной столицы уже успели внести поправки в свой главный финансовый документ, и готовы продолжать. «Работа по сокращению бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год будет продолжаться весь в следующий год, – пообещал руководитель профильного комитета Законодательного собрания Владимир Барканов. В Ленинградской области вообще поступили оригинально: уже принятый бюджет отменили и написали новый, с более скромными параметрами и, что важно, меньшим дефицитом – 1,8 млрд рублей против почти 6 млрд в первоначальной версии. В другом регионе-сателлите – Подмосковье – бюджет прошел понижательную корректировку в декабре, в результате чего его доходная часть сократилась на 20 млрд рублей с лишним.У столичной мэрии в законе обозначены поистине ошеломляющие ориентиры: доходы чуть ниже 1,4 трлн рублей и расходы без малого 1,5 трлн рублей. Если привести подушевые расходы к среднероссийскому уровню цен, получится почти 100 тыс. рублей на человека, обеспечившие столице «серебро» в рейтинге. Но в том, что кризис обязательно отразится на поступлениях в казну, сомневаться не приходится. Ведь почти половину из них Москва рассчитывает получить в виде налога на прибыль и еще более трети – это налог на доходы физлиц. Компании в этом году наверняка заработают меньше (львиная доля платежей приходится на стройкомплекс и нефтегазовый сектор), а люди при благоприятном раскладе лишь сохранят стабильный уровень номинальных доходов. Любопытно то, что через Мосгордуму бюджет прошел уже в несколько подрезанном виде, и к заключительному чтению его уже называли «кризисным». Под Новый год Юрий Лужков распорядился приостановить премирование московских госслужащих, увеличение размеров ежемесячных надбавок к их окладам и присвоение классных чинов, а также сократить расходы на загранкомандировки, транспортные расходы и канцтовары. Тем не менее, доходы, запланированные на 2009 год, почти на 20% превышают полученные за 11 месяцев 2008-го. К тому же в московском бюджете по-прежнему предусмотрены расходы, плохо сочетающиеся с принципами экономии: например, 357 млн рублей на строительство дома отдыха на берегу Мертвого моря в Израиле.Смелые фантазии. Впрочем, сверстанный московскими властями финплан – это еще не верх оптимизма, если сравнивать с другими регионами. В Ярославской области в бюджет на 2009 год заложили на 62% больше доходов, чем собрали за 11 месяцев 2008-го. В Московской и Костромской областях, а также Камчатском крае этот отрыв более 40%. Версий напрашивается всего две: либо в регионах с «оптимистичными» бюджетами действительно не видят повода для беспокойства (что было бы странно), либо признают, что в нынешней ситуации неопределенности планирование доходов – пустая трата времени. Последний аргумент трудно отрицать: ведь и федеральный бюджет пока исходит из средней цены нефти $95 за баррель. Тем не менее, ведомство Алексея Кудрина настойчиво рекомендовало регионам в первом квартале 2009 года финансировать только первоочередные расходы. «Не все понимают, что нас ждет в 2009 году, – сетовал в середине декабря замглавы Минфина Антон Силуанов. – Некоторые по-прежнему ждут запланированных доходов или планируют заимствования на покрытие дефицита».Впрочем, многие, записав высокие прогнозы, держат в уме совсем другое. Например, власти Ростовской области в начале января сообщили, что из-за сокращения поступлений от налога на прибыль бюджет может недополучить около 20 млрд рублей, а это пятая часть всех намеченных доходов. В Костромской области решили, что если произойдет недовыполнение плана по доходным источникам на начало каждого квартала больше чем на 10%, то определенные статьи расходов, за исключением защищенных, финансироваться не будут. Оптимистичный бюджет Нижегородской области (он был принят еще в октябре) может недосчитаться около 19 млрд рублей (около 20% доходов), поэтому расходы, по словам главы регионального Заксобрания Виктора Лунина, могут быть сокращены примерно на ту же сумму.Кризис в законе. Справедливости ради отметим, что многие субъекты федерации отразили в бюджетах свои нерадостные ожидания в полной мере. В 18 регионах прогнозируемые на 2009 год поступления ниже фактических бюджетных доходов за январь-ноябрь 2008-го. Особенно закономерным выглядит пессимизм регионов, специализирующихся на металлургии и горнодобывающих производствах: их экономики ощутили удар кризиса в числе первых. В конце декабря законодатели Липецкой области урезали планы по сборам в казну почти на 6 млрд рублей, в результате чего осталось только 22,3 млрд. В Белгородской области доходы в окончательной версии бюджета «похудели» по сравнению с первоначальными проектировками почти в полтора раза. В обоих случаях главной причиной был ожидаемый недобор налога на прибыль. Показательно, что эти регионы испытали сильнейшее падение в рейтинге «Выбери!by». Белгородская область по показателю расходов на душу населения в прошлом году была на достойном 15-м месте, а в нынешнем откатилась на 35-е, Липецкая – переместилась с 36-й строчки на 67-ю. Среди «пессимистов» особняком стоит Чечня. Здесь бюджет почти полностью складывается из поступлений от федерального центра, и скромность бюджетного планирования имеет свою специфику. В конце 2007 года республиканское правительство сверстало бюджет на 2008-й с доходами 31 млрд рублей, и это уже тогда поставило ее бюджет на высокое 15-е место в рейтинге «Выбери!by». Но в середине лета федеральные власти добавили еще 28 млрд рублей, которые начали поступать только в ноябре. Если бы эти корректировки были учтены в прошлогоднем рейтинге, Чечня вошла бы в десятку лидеров. Правда, в наступившем году консерватизм прогнозов чеченского бюджета может по объективным причинам оказаться ближе к действительности.Разумеется, руководители всех регионов, занятых урезанием бюджетных параметров, уверяют, что социальные статьи останутся нетронутыми. Секвестр коснется только инвестиционных проектов, часть из которых придется заморозить. Удастся ли сдержать эти обещания? В 2009 году  поступления в региональные бюджеты от налога на прибыль сократятся на 25–30%, а от налога на доходы физлиц – на 5–10%, предупредил Антон Силуанов, добавив, что эти статьи обеспечивают 70% налоговых доходов. Впрочем, многое будет зависеть не только от самочувствия региональных экономик, но и от федеральных властей. А они планируют пересчитать свой бюджет исходя из среднегодовой цены нефти в $41 за баррель. Рейтинг бюджетов российских регионовМестоРегионЧисленность населения, тыс. человекДоходы бюджета, млрд рублейРасходы бюджета, млрд рублейПрофицит (+)/дефицит (-) бюджета, млрд рублейРасходы бюджета на душу населения, тыс. рублей*       1Чукотский автономный округ5011,313,1-1,7129,62Москва104701387,11462,0-74,998,93Ненецкий автономный округ425,36,3-1,194,34Тюменская область1325110,3135,0-24,781,25Санкт-Петербург4568377,1397,2-20,180,06Ямало-Ненецкий автономный округ54355,963,6-7,677,37Ханты-Мансийский автономный округ1505140,5158,5-18,075,78Магаданская область16614,515,0-0,564,79Республика Саха (Якутия)95180,379,11,161,010Сахалинская область51940,842,9-2,256,011Камчатский край34630,731,4-0,753,512Республика Алтай2079,29,4-0,247,013Республика Тува31213,213,20,045,614Красноярский край2890115,6135,2-19,644,615Московская область6673284,0284,00,039,816Республика Коми96839,643,7-4,138,817Архангельская область123046,551,6-5,138,618Вологодская область122343,146,4-3,337,419Чеченская Республика120938,338,6-0,336,720Республика Карелия69121,723,2-1,633,621Республика Бурятия96031,631,60,033,122Костромская область69718,219,5-1,332,723Ярославская область131538,838,80,032,424Новгородская область65218,220,1-1,932,425Республика Татарстан376399,799,70,032,026Мурманская область85133,335,0-1,732,027Нижегородская область336097,7103,3-5,531,528Новосибирская область263679,382,4-3,131,429Кемеровская область282467,073,2-6,230,730Томская область103530,032,2-2,230,231Республика Мордовия84019,520,7-1,230,232Калужская область100626,427,3-0,830,033Самарская область317391,499,2-7,829,234Калининградская область93728,829,7-0,829,035Белгородская область151934,137,3-3,228,736Амурская область87026,027,2-1,128,437Республика Хакасия53712,614,0-1,428,238Ленинградская область163343,945,7-1,827,939Забайкальский край111928,328,7-0,527,740Курганская область96021,823,4-1,627,641Республика Башкортостан405387,693,6-6,027,342Алтайский край250855,458,9-3,527,243Республика Ингушетия50011,911,90,027,144Хабаровский край140444,848,9-4,127,045Тульская область156633,237,1-3,927,046Удмуртская Республика153333,833,80,026,747Республика Марий Эл70313,915,0-1,226,348Еврейская автономная область1865,55,50,026,149Астраханская область100121,623,0-1,426,150Чувашская Республика128325,227,7-2,525,751Саратовская область258455,455,40,025,652Оренбургская область211939,945,3-5,425,653Кабардино-Балкарская Республика89118,918,90,025,654Кировская область141329,432,3-2,925,655Волгоградская область260957,660,7-3,125,556Иркутская область250860,461,7-1,425,457Свердловская область4396109,4109,40,025,158Смоленская область98319,822,1-2,425,059Рязанская область116524,927,9-3,025,060Ростовская область425499,7101,8-2,024,961Псковская область70514,116,0-1,924,862Тамбовская область110621,923,4-1,524,063Тверская область138028,631,7-3,124,064Республика Дагестан268854,654,60,024,065Пензенская область138826,528,4-1,924,066Владимирская область144931,733,5-1,824,067Липецкая область116922,325,0-2,723,868Орловская область82215,216,0-0,723,769Брянская область130825,026,3-1,323,670Пермский край271856,065,9-9,923,571Карачаево-Черкесская Республика4278,28,4-0,223,372Ивановская область108022,622,60,023,073Курская область116222,924,1-1,222,774Республика Северная Осетия70212,212,8-0,622,675Омская область201835,238,6-3,422,376Воронежская область228045,547,7-2,122,077Республика Адыгея4418,58,9-0,422,078Краснодарский край5122105,0106,4-1,421,979Ульяновская область131222,224,4-2,221,780Республика Калмыкия2865,15,3-0,221,481Приморский край199648,851,2-2,420,882Ставропольский край270553,253,20,020,183Челябинская область351162,562,50,019,7* Показатель скорректирован по уровню цен в регионах (см. методику).Источник: «Выбери!by»МетодикаКак составлен рейтингМеста регионам присваивались исходя из объема рас­ходов региональных бюджетов в расчете на душу населения. За основу были взяты показатели, запланированные в бюджетах на 2009 год, данные об их основных параметрах публикуются в законах соответст­вующих субъектов федерации. Чтобы сделать объемы расходов более сопоставимыми, «Выбери!by» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец 2008 года. В качестве базового показателя было взято значение стоимости этой корзины в среднем по России. Источник данных о численности населения в регионах (на начало 2008 го­да) – Росстат.