Рубрики
Статьи

«Viberi» Потенциал регионов

«Viberi» Потенциал регионов
«Viberi» Потенциал регионовСУБФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ. У российских региональных и муниципальных властей есть большие возможности для привлечения финансовых ресурсов на фондовом рынке. Однако пока этим пользуются лишь немногие. Как заявила на конференции «Российские регионы: от выживания к процветанию» заместитель министра финансов России Белла Златкис, если общая задолженность субъектов Федерации сегодня составляет примерно 250 млрд рублей, то на публичные долги, торгующиеся на рынке, приходится лишь 46 млрд рублей.
По данным агентства Cbonds, сейчас на фондовом рынке обращаются рублевые облигационные займы 18 субъектов Федерации и четырех муниципальных образований. Но стоить заметить, что более половины субфедеральных долговых ценных бумаг выпустила Москва: по словам председателя Комитета государственных заимствований города Сергея Пахомова, объем рынка внутренних облигаций Москвы сейчас составляет 26 млрд рублей, а к концу 2003 года он вырастет до 40-43 млрд рублей. Другим крупным эмитентом является Санкт-Петербург, у которого торгуются выпуски облигаций общим номинальным объемом 15,5 млрд рублей.
Структура задолженности субъектов Федерации не очень привлекательна с инвестиционной точки зрения. По словам Беллы Златкис, 51 млрд рублей приходится на бюджетные ссуды, которые выдаются в пределах одного бюджетного года и поэтому считаются краткосрочными. При этом 10-15 регионов испытывают тяжелое давление по бюджетным ссудам. 35 млрд рублей в структуре долга субъектов Федерации представлено в виде кредитов коммерческих банков. Но самую большую часть региональных займов — 67 млрд рублей — составляют гарантии, которые регионы предоставили по своим инвестиционным проектам и были вынуждены затем исполнить.
Тем не менее в рамках существующих бюджетных ограничений субъекты Федерации могут в совокупности привлечь еще 500 млрд рублей кредитных ресурсов, а если решить проблемы, существующие в некоторых регионах, то эта сумма может увеличиться до 700 млрд рублей, считает замминистра финансов. Бюджетный кодекс предусматривает единственное ограничение по использованию заемных средств — их можно привлекать только для капитальных вложений, а не для финансирования текущих расходов.
В то же самое время главной проблемой большинства регионов остается отсутствие долгосрочной страте- гии развития и по- нимания того, для чего именно им нужны инвестиции. Как заявила Белла Златкис, многие субъекты Федерации не умеют грамотно строить инвестиционные программы и разрабатывать по ним финансовые схемы.
При этом регионы являются достаточно надежными заемщиками по сравнению с корпоративным сектором — при возникновении трудностей им на помощь может прийти федеральное правительство. Так, Минфин не допустил дефолта Нижегородской области по еврооблигациям на $100 млн. Этот субъект Федерации выплатил в конце сентября очередной купон по еврозайму на сумму $4,178 млн, но из-за того, что некоторые предприятия-субзаемщики еврозайма не расплатились с областью, у последней образовалась нехватка средств для погашения в октябре части основного долга в размере $23,9 млн (около 730 млн рублей).
Поэтому Минфин России перечислил на счет областного министерства финансов беспроцентную бюджетную ссуду на 150 млн рублей. Кроме того, минфин Нижегородской области должен заключить договор со Сбербанком о получении кредита на сумму до 400 млн рублей на срок до 2007 года, который также будет направлен на выплату очередного транша по еврозайму.