Рубрики
Статьи

«Viberi» Понедельник 13-е

«Viberi» Понедельник 13-е
«Viberi» Понедельник 13-е13.10Я все еще надеюсь, что самое страшное позади. Но размышления невеселые.
Сейчас не 1998-й. Тогда было проще во многих отношениях. Жалко было, конечно, высокой зарплаты, но и того, что от нее осталось, на жизнь без нужды хватало: собственная семья была еще в отдаленной перспективе. Чтобы выйти на докризисный уровень доходов, в прошлый раз мне потребовалось примерно четыре года. Теперь иной вариант, чем «проскочить» катаклизм вместе со своим работодателем и минимальными потерями, рассматривать не хочется. Но приходится. Провел ревизию знаний, умений, навыков – они есть, спрос на них будет, но не уверен, что платежеспособный. Если что – пойду в таксисты (здесь доля шутки). Подозреваю, подобным образом отрабатывать свои кредитные машины будут многие.
Вот второе отличие от 98-го – народ сегодня слишком отягощен долгами, часть из которых попросту не вернет. Банки начнут распродавать залоги. Это куча подержанных иномарок, но самое ценное – недвижимость. И если в прошлый кризис падение цен на жилье задержалось примерно на полгода, то теперь, полагаю, долго ждать не придется. Надеюсь, у чиновников хватит совести, чтобы не уводить залоговое имущество с рынка, а их начальники удосужатся проследить за этим.
Представляю, в каком сейчас замешательстве «квартирные инвесторы», особенно те, которые набрали жилые «квадраты» по ипотеке, а теперь сдают их. При затяжном кризисе рынок съемного жилья очень быстро превратится в рынок нанимателя. Если поиски работы будут растягиваться на месяцы, то люди, приехавшие устраивать свою жизнь в столице, потянутся в родные края – Москва слишком дорогой город. Зато шансы на крупный выигрыш получают те, кто почти отчаялся купить жилье, отказывая себе во всем в попытках накопить. Я буду рад, если у них «выгорит». Но даже в случае провала они получают сейчас важное конкурентное преимущество, ибо научились экономить и держаться в затянутых поясах.
Конечно, этим людям есть о чем переживать: валютные риски, риски банковской системы (если деньги хранятся в ней), инфляционные угрозы. В 98-м свои скромные накопления я сберег очень просто: складывал в стол наличные доллары. Сейчас валюта – не панацея. Примерно 40% моих средств лежат на текущем счете в «Сбере», 10% – на срочном депозите в банке второго эшелона, остальное – наличные рубли. В сумме немного выходит, но достаточно для погашения двух третей моего автокредита. С этим я пока не спешу. Ставка фиксированная – около 13%, опять-таки в рублях. Нужно оглядеться – любые крупные траты сейчас под жестким контролем. Я даже думаю, что часть зимы (а может, и всю) прохожу пешком: шипованную резину не успел купить. Ее комплект стоит в районе $1000. Конечно, это немного, если мерить текущими доходами, но лучше попридержать оптимизм. Неизвестно, сколько попросит мой страховщик за новый полис грядущей весной. Уже отказал себе в обновлении компьютера, правда съездил в отпуск – это полезнее.
Кстати, о технике. На прошлой неделе случилась досадная вещь – перестала работать выделенная интернет-линия. Обрывы связи случались и раньше, но нынешние накладки я списываю на кризис. В службу технической поддержки теперь невозможно дозвониться – там попросту не отвечают. В отделе продаж тем временем исправно снимают трубку, но ничем другим, кроме как переключением на притихших технарей, помочь не могут. Подозреваю, там пошло сокращение штата, компания, кстати, не маленькая. Скромный же районный провайдер пока работает без сбоев – надеюсь, выживет. Но проблемы с сервисом, видимо, начнутся повсеместно, акцент снова переносится на продажи: всем очень нужны деньги.
В прошлый вторник чуть было не вошел в акции – передумал, пока жалеть не пришлось. Семь черных пятниц на неделе – вполне ожидаемое состояние фондового рынка. Дно, не дно – меня это сейчас не волнует: думать надо о своей работе и стабильных доходах. Постоянный офисный цейтнот и так забирает много нервных клеток. Переживать за дядюшку Доу и тетушку Мамбу – эту роскошь моя психика позволить не может.