«Viberi» Помешают ли НДС-счета экономике\?
«Viberi» Помешают ли НДС-счета экономике\?Надежда Карисалова (Калина), руководитель департамента государственной поддержки предпринимательства МАП России:- В системе должны быть введены ограничения по определенным операциям, на которые не будут распространяться НДС-счета. Вводить такую схему для всех сделок, на наш взгляд, неправильно. Мы предлагаем сначала провести пилотные проекты в ряде субъектов Российской Федерации, чтобы понять эффективность новации.
Но даже пилотные проекты не стоит начинать до тех пор, пока не будут определены тарифы на обслуживание НДС-счетов. Должны быть представлены реальные расчеты по администрированию введения НДС-счетов, так как иногда экономическая эффективность от нововведений может быть мала в сравнении с затратами на администрирование. В данном случае это очень существенно.
Олег Чиркунов, заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету:- В том, что на состоявшемся Совете по предпринимательству не было принято решение о введении НДС-счетов, по моему мнению, сказалась позиция представителей крупного бизнеса, которые выступают против. Несомненно, для компаний это означает, что их денежные средства будут изъяты и заморожены на указанных спецсчетах. Для таких структур, как, например, РАО «ЕЭС России», речь идет о довольно существенных денежных потоках. И безусловно, такая практика им невыгодна.
На мой взгляд, меры по введению НДС-счетов должны быть увязаны с вопросом по снижению ставки НДС. Думаю, что разумно говорить о снижении ставки на 3-4%. Предприятиям нужно создать определенный «налоговый» стимул. Возможно, они будут испытывать неудобства от дополнительной работы со спецсчетами, но зато будет понимание, ради чего все затевалось.
Вадим Карасев, исполнительный директор компании «Сумма технологий — Серверные системы»:- Оправданно ли введение спецсчетов с точки зрения выравнивания условий конкуренции? На самом деле все обстоит с точностью до наоборот. В работе компаний, уклоняющихся от уплаты налогов, принципиально ничего не изменится. Разве что обходиться им этот статус-кво будет несколько дороже. Введение НДС-счетов скорее всего не способно решить проблему фиктивного экспорта и «обналички». Уже сейчас участники этого рынка называют несколько возможных схем, позволяющих обходить планируемые ограничения.
Исправные же плательщики налогов вынуждены будут нести дополнительные издержки, связанные, например, с администрированием дополнительных счетов. Я уже не говорю о замораживании средств на НДС-счетах, что отрицательно скажется на оборачиваемости капитала.
Компенсирующие меры, которые предлагает Минфин вместе со схемой спецсчетов, помогут, но несущественно. Наивно надеяться на то, что проблема «выхода российского бизнеса из тени» решится без радикального (а не символического) снижения налогового бремени.
На бизнесе нашей компании введение спецсчетов скорее отразится негативно. Связано это с проблемой замораживания оборотных средств на НДС-счетах и дополнительными издержками, вызванными усложнением схемы взаиморасчетов с контрагентами.
Вообще, создается впечатление, что чем ближе принятие окончательного решения по спецсчетам, тем меньше уверенности в реальной эффективности предложенных мер у самих инициаторов. Правовая оценка планируемых мер также вызывает вопросы. Введение НДС-счетов вступает в противоречие с некоторыми статьями Гражданского кодекса и даже с нормами Конституции. Поэтому прогнозировать ситуацию трудно.
Илья Трунин, заведующий лабораторией проблем фискального федерализма и субнациональных финансов ИЭПП:- Складывается ситуация, когда невозможно предсказать возможные выгоды от введения НДС-счетов, однако со всей определенностью можно назвать издержки. И они распределяются крайне неравномерно между различными секторами экономики. Так, предлагается сопроводить введение НДС-счетов либерализацией возмещения НДС при экспорте. Нетрудно видеть, что выгоды от такой либерализации получат экспортеры, которыми, как правило, являются крупные предприятия, при этом издержки на отвлечение капитала и администрирование имеют более негативный эффект для малого и среднего бизнеса. Конечно, снижение ставки налога может являться некоторой компенсацией издержек, но достаточно своеобразной с точки зрения государства. Можно согласиться с тем, что снижение налоговой ставки в целях компенсации издержек налогоплательщиков естественно, если эти издержки связаны с увеличением его налоговых платежей в бюджет. Однако основная часть перечисленных издержек связана с затратами налогоплательщиков на обслуживание новой системы, а не с затратами на выполнение налоговых обязательств. Иными словами, увеличение издержек налогоплательщиков не связано напрямую с увеличением бюджетных доходов, но и снижение ставки тоже приводит к бюджетным потерям, что делает результатом всей комбинации чистые потери для общества.
Также необходимо указать на то, что, по нашим оценкам (уже не связанным с международными сопоставлениями), в России не наблюдается катастрофической ситуации, требующей экстренного принятия столь непроработанных и неочевидных c точки зрения своих положительных последствий мер.
Наталья Колесникова, главный бухгалтер компании «РТК-Лизинг»:- Особых негативных последствий от введения НДС-счетов не вижу, кроме как изъятия из оборота компании немалую часть средств (до наступления срока уплаты НДС). Для предприятий, в хозяйственном обороте которых доля наличных расчетов и взаимозачетов мала, прибавится бумажной работы, основная нагрузка ляжет на расчетный сектор компании. Увеличатся трудозатраты, поскольку фирме действительно понадобятся дополнительные специалисты.
Принципиально же введение НДС-счетов не решит вопроса возврата НДС. Система контроля со стороны налоговых органов ужесточится, но не приведет к эффективности. Помним, что НДС — косвенный налог, который не влияет на формирование финансовых результатов компании. Предлагаемые компенсирующие меры затронут только узкий круг налогоплательщиков (экспортеров и строителей). Положительным моментом могло быть снижение ставок налогов, влияющих на бизнес фирмы, например налога на прибыль или части региональных налогов и сборов, это было бы конструктивнее.
Елена Грошенкова, главный бухгалтер холдинга «Объединенные кондитеры»:- Усовершенствование механизма администрирования по налогу на добавленную стоимость, которое предполагалось осуществить путем введения расчетов по НДС через дополнительные спецсчета, должно было быть направлено в первую очередь на недобросовестного налогоплательщика. Однако в результате таких нововведений ухудшилось бы финансовое состояние практически всех предприятий, в первую очередь предприятий малого бизнеса.
Первый негативный момент — это сокращение оборотных средств предприятий за счет замораживания НДС на спецсчетах, в том числе с авансов. Сложный режим работы этих счетов и, предположительно, возврат НДС со спецсчетов только при ликвидации фирмы. Это вызовет необходимость дополнительного кредитования предприятий и связанных с этим расходов по обслуживанию кредитов.
Другой негативный момент — это дополнительные издержки предприятий на обслуживание спецсчетов. К ним относятся банковские услуги, увеличение документооборота на предприятии и связанное с этим увеличение накладных расходов, дополнительная работа бухгалтеров и финансистов, а для большинства компаний и дополнительные траты на программное обеспечение.
Рубрики