Рубрики
Статьи

Почем фунт стерлингов для зоны евро

Почем фунт стерлингов для зоны евро
Почем фунт стерлингов для зоны евро»Присоединение Великобритании к зоне евро будет полезно для экономики страны, но оно не должно произойти сейчас», — заявил министр финансов Гордон Браун, выступая перед парламентом в понедельник. По его словам, правительство принимало решение на основе «самого точного и полного анализа экономической ситуации в стране, который когда-либо проводило Министерство финансов». Этот анализ показал, что из пяти критериев готовности к вступлению в еврозону не выполнены четыре.
Присоединение Великобритании к еврозоне принесло бы пользу прежде всего евро: расширение еврозоны за счет четвертой по величине экономики в мире, располагающей к тому же развитым финансовым сектором, оказало бы единой европейской валюте мощную поддержку. Для Великобритании выгоды совсем не столь очевидны. Единая валюта могла бы существенно упростить торговлю с континентальной Европой, которая играет важную роль в британской экономике. По оценкам независимых экспертов, откладывая вступление в еврозону, Великобритания ежегодно теряет около 20 млрд фунтов стерлингов.
С другой стороны, различия между британской и европейской экономиками очень велики. Экономика Соединенного Королевства была и остается одной из наиболее успешных в Европе. Более того, ей присущи высокая степень гибкости и низкий уровень государственного регулирования, в этом плане она больше походит на экономику Соединенных Штатов. В случае вступления в еврозону Великобритании придется принять стандарты экономической политики и регулирования, общие для всех членов валютного союза. Противники евро опасаются, что эти стандарты могут оказаться для британской экономики «прокрустовым ложем». Например, учетные ставки Банка Англии и ЕЦБ различаются на 1,5% — 3,55% у британцев против 2,0% на континенте, а введение в Великобритании низкой европейской ставки подорвет финансовое положение банковского сектора.
Не нравится британцам и курс евро, каким бы он ни был. Еще менее года назад, когда курс единой европейской валюты по отношению к доллару был низок, ее противники не желали расставаться с сильным фунтом ради слабого евро. Теперь же, когда курс евро достиг рекордных высот, у «евроскептиков» появился прямо противоположный аргумент: дорогой евро осложнит жизнь британским производителям, экспортирующим свою продукцию за пределы ЕС.
Политические условия для перехода на евро также еще не созрели. На первый взгляд аргументы «за» и «против» евро вполне ясны. Присоединение Великобритании к еврозоне усилит влияние страны в Европе, но за это британцам придется расплатиться частью национального суверенитета. В действительности все несколько сложнее. Вопрос об отказе от фунта в пользу евро должен быть решен на общенациональном референдуме. Если же референдум будет проведен до парламентских выборов 2006 года, его исход может сильно повлиять на настроения избирателей и распределение мест в парламенте. Поэтому для Тони Блэра — главного сторонника перехода на евро — принципиально важно получить от британцев «добро» на референдуме. Между тем у проевропейской позиции Тони Блэра не так много сторонников. Большинство британцев и раньше были «евроскептиками». А после того как британские власти вопреки общественному мнению приняли решение об участии в антииракской военной кампании, жители туманного Альбиона стали еще более настороженно относиться к любым инициативам Тони Блэра. Более того, антиевропейскую позицию занимает британская пресса и ряд влиятельных компаний. Результаты опроса, проведенного недавно изданием Daily Telegraph, показали, что 55% респондентов доверяют в вопросе о присоединении Великобритании к еврозоне Гордону Брауну — противнику евро и только 12% верят Тони Блэру.
Большинство наблюдателей полагают, что теперь референдум будет отложен на неопределенный срок. Однако британский премьер-министр не впадает в уныние. На совместной конференции с Гордоном Брауном он заявил, что референдум все-таки может состояться в 2004 году. «Мы верим, что существуют реальные перспективы добиться прогресса в данном вопросе», — подчеркнул Тони Блэр.