Рубрики
Статьи

«Viberi» Пластик в социум

«Viberi» Пластик в социум
«Viberi» Пластик в социумСущественное снижение объемов эмиссии В«пластикаВ» и многомесячная В«комаВ» в потребительском кредитовании заставили банки схватиться в нише социальных карт. Но поскольку подготовка подобных проектов занимает не меньше года, вВ отрыве оказались кредитные организации, озаботившиеся действиями в этом направлении раньше других. Каждому по сберкарте. В августе стартовали сразу два крупных проекта – В«УралсибВ» совместно с MasterCard официально объявил о запуске социальной карты в Башкирии, а Сбербанк ответил стартом аналогичной программы на собственной платформе В«ПростоВ» (бывшая В«СберкартаВ») вВ Астраханской области с намерением растиражировать этот опыт по всей России. По словам экспертов, такие программы – примета времени. Так, у российской платежной системы В«Золотая коронаВ» за шесть месяцев 2009 года рост эмиссии вВ сегменте банковских карт составил лишь 10%, зато выпуск транспортных и социальных карт увеличился на 130% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. По подсчетам вице-президента MasterCard Europe по развитию бизнеса Андрея Тарусова, более 70% граждан России имеют право на различные социальные льготы или субсидии. Именно они и составляют аудиторию потенциальных клиентов банков, нацелившихся на В«социалкуВ». В«Социальная сфера – это перспективный сегмент применения банковских технологий, – уверяет Андрей Тарусов. – А те В«пилотыВ», которые были реализованы, доказали принципиальную возможность осуществления таких проектовВ». Главное преимущество многофункциональной социальной карты – наличие множества приложений. Помимо банковской составляющей на карте присутствует приложение Пенсионного фонда, с помощью которого можно, к примеру, узнать размер начисленной пенсии. Минздрав посредством такой карты может идентифицировать льготника и В«записатьВ» его на получение льготного лекарства, а приложение агентства занятости может позволить ее обладателю получать информацию о вакансиях. Количество опций практически не ограничено – например, можно рассчитывать на скидки при оплате услуг ЖКХ или покупках в сетях магазинов. По словам руководителя проекта ЖКХ Сбербанка Юрия Головина, таким образом, человек становится обладателем одновременно В«электронного удостоверения, электронного кошелька, электронного рецепта, электронного проездного, возможно, даже паспорта здоровьяВ». Такие проекты позволяют банкам получить доступ к стабильной, пусть и не слишком состоятельной, клиентской базе, до которой еще не дошли руки. Кроме того, кредитная организация заработает на комиссиях – за зачисление средств на карту бюджет перечисляет банку определенную комиссию. Однако, по словам специалистов, основной В«плюсВ», который банк может получить в результате внедрения социальных карт, – это экономия на операционном обслуживании. Естественно, такая возможность заинтересовала многие кредитные организации. Сразу в нескольких банках В«Ф.В» заявили, что готовят проекты по выпуску социальных карт. В«Мы получили несколько предложений от администраций нескольких регионов, и сейчас банк находится в стадии анализа экономической целесообразности реализации подобных проектовВ», – говорит начальник управления карточных продуктов Промсвязьбанка Сергей Руднев. Однако ждать новой россыпи проектов в этом сегменте в ближайшие месяцы все равно не приходится. По словам зампредправления банка В«УралсибВ» Ильи Филатова, срок окупаемости социального карточного проекта в 1,5–2 раза дольше, чем в среднем по обычному розничному продукту.К примеру, В«СберВ» уже инвестировал в В«пилотВ» вВ Астраханской области около 240 млн рублей. Срок окупаемости составит около пяти лет, и дальнейших финансовых вливаний в банке ожидают со стороны министерств и ведомств, участвующих в проекте. В«Для того, чтобы социальные проекты были экономически целесообразны – необходим диверсифицированный подход, адресные предложения для различных социальных групп, – уверена заместитель председателя правления по работе с госорганами группы компаний ЦФТ (в нее входит РПС В«Золотая коронаВ») Мария Михайлова. – Сегодня на систему распределения и доставки социальных услуг расходуются значительные бюджетные средстваВ». СВ помощью автоматизации эти бюджетные расходы можно не только сократить на порядок, но и сделать для участников рынка привлекательные условия, уверена она. Деньги на чипы. До сих пор в России существовали лишь локальные решения такого типа. Еще в 2002 году Банк Москвы на базе платежной системы Visa запустил карту для получателей государственных дотаций – студентов, пенсионеров, госслужащих. За эти годы эмитировано более 6,5 млн карт. В«ТочечнымиВ» стали проекты в Самаре (банк В«СолидарностьВ»), Магнитогорске (В«Кредит Урал банкВ»), Иваново и Смоленской области (оба – В«УралсибВ»). Тем не менее, проекты с администрациями двух последних регионов позволили В«УралсибуВ» эмитировать более 400 тыс. социальных карт.Федеральный В«замахВ» Сбербанка, скорее всего, объясняется стремлением реанимировать собственную платформу, что может позволить вписаться вВ проект по созданию национальной платежной системы. Проект закона о такой системе сейчас обсуждается в недрах Минфина и ЦБ. На стороне В«Сбера» – широкое присутствие в регионах и полугосударственный статус. До сих пор продвижение В«сберкартыВ» буксовало по техническим причинам. В«ВВ данном проекте социальной карты Сбербанк впервые сделал все по стандартам международных платежных системВ», – признает один из собеседников В«Ф.В» – Но реализовать эту инициативу исключительно на своей платформе в федеральном масштабе там вряд ли смогутВ».Помешать реализации проектов по внедрению социальных карт может и практически полное отсутствие необходимой инфраструктуры. В России недостаточно терминалов и банкоматов, способных обслуживать смарт-карты, несмотря на то, что Visa и MasterCard постепенно В«выдавливаютВ» кредитные организации в чиповые технологии. В«Сейчас банки решают, что для них дешевле – платить В«штрафыВ» международным платежным системам или переоборудовать парк своих устройств под чиповые технологииВ», – говорит Сергей Руднев. Отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет использовать многофункциональные карты на все 100%, подтверждают скептики. По словам Андрея Тарусова, инвестиции в создание необходимой инфраструктуры (а помимо терминалов, например вВ больницах или аптеках, и банкоматов, это еще создание единого регистра социальных карт –  В«Ф.В») должны делить бюджеты регионов и банки. В«Социальные карты – очень дорогостоящий проект, требующий серьезного финансирования, на что не все участники проекта готовы идтиВ», – подтверждает Илья Филатов.Банкам приходится сталкиваться с большим количеством проблем даже при реализации менее масштабных проектов, чем многофункциональная карта. Например, при внедрении карты автомобилиста в Хакасии, несмотря на тотальное оборудование автомобилей гаишников терминалами для их приема, проект банка Хакасии и В«Золотой короныВ» застопорился. Оказалось – находчивые работники ГИБДД уверяли автомобилистов, что терминалы по какой-то причине не работают и лучше платить штраф, как и раньше, В«наломВ». В«Пришлось проводить маркетинговую акцию среди работников ГИБДД вЂ“ сотрудник, который соберет больше всего штрафов, получит ценный призВ», – рассказывают в В«Золотой коронеВ». Помогло ли это убедить сотрудников ГИБДД перейти на работу В«в белуюВ», история умалчивает.Добавляет сложностей и отсутствие общего реВ­естра льготников на уровне регионов. В«Очень медленно идет созидательная работа по социальным проектам внутри регионов на уровне департаментов, министерствВ», – признает Илья Филатов. Тем не менее, по словам экспертов, главным препятствием на пути амбициозных планов кредитных организаций может стать пресловутая коррупция. В«Слишком многие люди заинтересованы в том, чтобы нынешняя система оставалась непрозрачной, ведь в мутной воде ловить жирную рыбу прощеВ», – уверен один из собеседников В«Ф.В».