Рубрики
Статьи

Петер Хамбро: «Сюда надо инвестировать»

Петер Хамбро: «Сюда надо инвестировать»
Петер Хамбро: «Сюда надо инвестировать»- Какими преимуществами обладает «открытая» компания, акции которой торгуются на фондовой бирже?- Самым большим достоинством является способность компании привлекать деньги двумя путями: через выпуск акций и заемный капитал. И так как Peter Hambro Mining является публичной компанией, рынок воспринимает нас «серьезнее», чем остальных. Это помогает, например, занимать деньги по более низким ставкам.
— А какие недостатки у открытой компании?- Самый большой — зависимость от рынка. Он может неправильно воспринимать наши новости о развитии компании, из-за чего снижается цена акции и в конечном итоге уменьшается рыночная капитализация компании. Кроме того, приходится тратить много дополнительных средств на соответствие требованиям биржи по прозрачности, финансовой отчетности, открытости. Гонорары юристам и финансистам, советующим, как это делать, достаточно велики. Так, в 2003 году компания истратила около $1,6 млн на эти гонорары.
— Почему для проведения IPO была выбрана именно секция AIM Лондонской фондовой биржи?- Для развивающихся горнодобывающих компаний, таких как наша, гораздо проще провести листинг на альтернативной площадке. Требования к эмитенту на AIM менее жесткие, чем на основной бирже. И самое большое отличие AIM — наблюдательная роль регуляторов рынка. Если акции эмитента торгуются на основной площадке, все решения должны проверяться регуляторами на соответствие правилам корпоративного управления биржи. Они должны дать ответ в течение десяти дней. На AIM вопросы корпоративного управления решаются советом директоров, юристами и номадом (компания, получившая на AIM статус аккредитованного советника. — «Выбери!by»). Очень часто для получения разрешения на сделку достаточно десяти минут.
Правда, с точки зрения инвестора, на AIM гораздо больше рисков. Но если вы покупаете акции, которые торгуются на альтернативной площадке, то просто необходимо внимательно посмотреть на состав совета директоров, проверить надежность этих людей.
— Полгода назад вы объявили о создании совместного предприятия с Rio Tinto. Что нового произошло с того времени?- Мы дальше его развиваем. Основанная компания собирается привлекать средства для дальнейшего развития. Первоначальные затраты финансируются Rio Tinto в соответствии с договором о совместном предприятии, последующее финансирование будет осуществляться на основании привлечения денег для проекта через различные долговые инструменты и выпуск акций. Пока мы приобрели лицензию на Чагоянское месторождение, начали на нем первичные геологоразведочные работы, ведем аэросъемку.
— Ваше СП с Rio Tinto считается одним из претендентов на месторождение Сухой Лог…- Мы не заинтересованы в этом месторождении.
— Как развивается совместное предприятие с «Сусуманзолотом»?- Я счастлив нашим альянсом с Владимиром Христовым, у СП хорошие результаты по производству за это лето. Дело в том, что в основном ведется добыча россыпного золота, поэтому работа сезонная. Мы собираемся запускать новые проекты с «Сусуманзолотом». Рассказать о них я пока не могу, так как еще не объявляли о них на фондовом рынке.
— На золотодобывающем рынке России не так много компаний, которые создают совместные предприятия, а у Peter Hambro их уже два.- Думаю, собранная нами команда является ключом к успеху. С английской стороны мы можем обеспечить доступ к международному рынку капиталов. С российской точки зрения у нас есть менеджмент, который может работать над проектом, обеспечивать взаимосвязь с российскими властями. Кроме того, мы быстро отвечаем на все предложения по созданию СП.
— Зачем вы занимаетесь развитием одновременно банковского, титанового и золотодобывающего бизнеса?- Peter Hambro Mining не вовлечена в титановый бизнес. Он был продан в прошлом году компании Aricom. Она связана с Peter Hambro лишь тем, что Павел Масловский и я одновременно являемся исполнительными директорами компаний Aricom и PHML и владеем пакетами акций в Aricom: Павлу Масловскому принадлежит 35%, мне — 12%. Также Peter Hambro помогла Aricom занять на рынке $7 млн на развитие.
Что касается покупки банков, тогда (в 2003 году. — «Выбери!by») мы решили, что это хороший путь для развития в регионах, для понимания происходящих там процессов в золотодобывающей сфере. Но мы уже продали свои банки, и в настоящий момент ни одна из компаний Peter Hambro Mining не владеет ими.
— Как вы оцениваете перспективы золотодобывающего рынка России и выхода его основных игроков на AIM?- Как с точки зрения бизнеса вообще, так и золотодобычи Россия сейчас занимает первое место в мире. У меня нет никаких сомнений, что сюда надо инвестировать.
Что касается перспектив листинга русских компаний в Лондоне, то здесь ситуация похожа на ту, когда я в начале 90-х годов начинал заниматься бизнесом в России. Тогда мне надо было найти надежного партнера, которому я мог бы полностью доверять. Точно так же для российской компании, которая решится пройти листинг в Лондоне, важно найти человека, которому полностью доверяешь, в Великобритании. И он поможет преодолеть все подводные камни и сложности листинга.