Рубрики
Статьи

Пестрая десятка

Пестрая десятка
Пестрая десяткаВ будущем году и «десятка» перестанет быть зеленой: фон с обеих сторон будет окрашен в светлые оттенки оранжевого, желтого и красного. Разноцветные банкноты не только помогут людям со слабым зрением, но и лишат фальшивомонетчиков одного из самых простых в исполнении приемов, когда мелкие купюры «переделываются» в сотенные. Предусмотрены и другие способы защиты — водяные знаки (портрет секретаря Казначейства США Александра Гамильтона), меняющая цвет краска, внедренная в купюру пластиковая лента, микропечать.
Дизайн американской валюты практически не менялся с 1928 года, что позволило фальшивомонетчикам изобрести массу различных способов подделки. В результате сейчас, по разным оценкам, в мире циркулирует от 70 до 200 млн фальшивых долларов, притом большая часть подделок — сотенные купюры (следующие в очереди на обновление). «Десятки», как и более мелкие банкноты, не подделывает почти никто — на 10 тыс. штук приходится «менее одной» фальшивой.
Рекордсменами по числу подделок, по данным Секретной службы США, являются Колумбия и Болгария — на них приходится более 70% нелегальных долларов. Некоторые страны (как утверждают американцы, Ирак, Северная Корея, Ливия) сделали фальшивомонетничество основой национальной экономики. Промышляли этим и в Советском Союзе: в начале 30-х годов ОГПУ была разработана операция «Доллар» — напечатав фальшивок на сумму $10 млн, предполагалось «пополнить запасы валюты, необходимые для успешного выполнения пятилетки».
А сейчас в России, по данным Экспертно-криминалистического центра МВД, ежегодно изымается подделок на сумму более $1 млн (и это притом, что в последние годы их объем несколько снизился, возможно, за счет перехода на евро). Наиболее популярными у фальшивомонетчиков в России по-прежнему остаются 100-долларовые банкноты — 97% от общего числа. Подделка крупных купюр обеспечивает самый высокий «уровень рентабельности» производства (себестоимость максимально отличается от номинала), кроме того, они пользуются наибольшей любовью и у населения.
Остается надеяться, что россияне успеют достаточно быстро разобраться с модифицированным дизайном — переход на «новые» деньги обычно сопровождается всплеском производства фальшивок, которые легче сбыть на фоне неуверенности граждан в том, как выглядят «правильные» банкноты.