Рубрики
Статьи

«Viberi» Первые шаги Владимира Миловидова

«Viberi» Первые шаги Владимира Миловидова
«Viberi» Первые шаги Владимира МиловидоваКресло руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, работавший до этого помощником председателя правительства, занял почти два месяца назад. Наблюдатели встретили назначение сдержанным одобрением. Из всех кандидатур, которые рассматривал Михаил Фрадков, эта выглядела самой компромиссной. Владимир Миловидов работал в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), когда ее возглавлял Игорь Костиков, жестко закручивавший гайки. Тогда от многих своих сослуживцев нынешний руководитель ФСФР отличался готовностью к диалогу с участниками рынка. Пожалуй, самый большой изъян в его трудовой биографии – это отсутствие практического опыта на фондовом рынке. Например, тот же Игорь Костиков стоял у истоков создания группы компаний «АВК». А предшественник Игоря Миловидова на посту главы ФСФР Олег Вьюгин, обладая научной степенью и колоссальным стажем чиновника, успел поработать в «Тройке Диалог». Но и ему потребовалась поддержка со стороны специалиста, изнутри знающего бизнес российских игроков. Это одна из причин, по которым Олег Вьюгин пригласил заместителем Владислава Стрельцова из группы РТС.
До назначения в ФСФР Владимир Миловидов как сотрудник аппарата правительства участвовал в публичных мероприятиях, например в конференциях профсообщества. Однако он не был фигурой, к высказываниям которой принято прислушиваться, и оставался в тени других чиновников и представителей бизнеса. В результате новый «главный по фондовому рынку» показался многим темной лошадкой.
Пожалуй, первое важное решение Владимира Миловидова – отложить законопроект о центральном депозитарии (ЦД), который прошел первое чтение в Госдуме и мог пройти второе еще до конца весенней сессии. Депутатам его должен был представлять Владислав Стрельцов как один из разработчиков. Этот законопроект – знаковый для него и Олега Вьюгина, которые приложили много усилий, чтобы подготовить документ и согласовать с ведомствами. В сегодняшнем виде законопроект допускает множественность ЦД и наделяет их исключительным правом открытия счетов номинального держания в реестрах акционеров. Сейчас на этом зарабатывают российские и западные депозитарии. Изменения также затрагивают интересы инвесторов – клиентов этих организаций. Видимо, Владимир Миловидов взял тайм-аут, чтобы еще раз выслушать аргументы всех сторон. Тем временем Владислав Стрельцов покинул службу.
Недавно Владимир Миловидов дал понять, что готов рассмотреть вопрос о продлении торгов на российских площадках. Напомним, что его предшественники внесли правки в нормативную базу, после чего ММВБ и РТС пришлось сократить длительность сессий. Участники рынка отреагировали на это по-разному. Пока что в ФСФР не поступило официальное обращение с просьбой об изменении режима, сообщил «Выбери!by» ее представитель.
Пожалуй, первая собственная инициатива Владимира Миловидова – оптимизация внутренней структуры ФСФР. После ухода Владислава Стрельцова часть его полномочий перешла другому заместителю – Владимиру Гусакову, а ключевой блок надзора над профучастниками глава службы оставил за собой. Из девяти управлений ФСФР выделены два дополнительных – аналитическое и перспективного развития. Судя по скудным комментариям Владимира Миловидова, это шаг к созданию мегарегулятора. Но неясно, что именно он понимает под этим термином. Вряд ли в ближайшей перспективе ФСФР отдадут контроль над банковским сектором. Если же речь идет о работе в нынешнем правовом поле, то реорганизация вообще носит внутриведомственный характер. Ранее руководитель службы также говорил, что перераспределит обязанности между его подразделениями в столице и регионах. Это позволит разгрузить центральный аппарат.
На прошлой неделе прозвучало более важное заявление – о грядущем усилении роли саморегулируемых организаций (СРО). По словам Владимира Миловидова, в сегодняшнем виде они не могут выполнять функции саморегулирования в полном объеме, но в дальнейшем станут «фронт-офисом» ФСФР при взаимодействии с профсообществом. Какие шаги приведут к столь радикальным переменам, глава службы не уточнил. Пока речь идет о привлечении этих организаций к лицензированию, приему отчетности и участию в плановых проверках ФСФР. Напомним, что в конце 1990-х членство в СРО было обязательным для каждого брокера, дилера, регистратора и т.д. Такой порядок подвергался жесткой критике, поскольку создавал почву для коррупции.