Рубрики
Статьи

«Viberi» Ответы экономики с Анной Ким

«Viberi» Ответы экономики с Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики с Анной КимАдминистрация Джорджа Буша, предлагающая законодателям наделить американский Минфин полномочиями по выкупу неликвидных банковских активов на сумму до $700 млрд, выставляет счет за финансовый кризис всем гражданам США поголовно. Учитывая размеры государственного долга страны – он усилиями президента и его команды уже сильно превышает $9 трлн, а также гарантии, выданные по обязательствам Fannie Mae и Freddie Mac, общая сумма становится непредсказуемой. Как будет оплачен этот счет – через инфляцию, повышенные налоги или и то и другое – пока неясно. У экономистов нет единого мнения и о том, оздоровит ли дорогостоящее лекарство финансовую систему или лишь загонит ее болезнь глубже, отсрочив коллапс. Одно можно сказать точно: если план Генри Полсона не сработает, громадное бремя расплаты ляжет не только на американцев, но и на миллиарды людей за пределами США. В МВФ прогнозируют, что убытки финансовых институтов в результате кризиса достигнут $1,3 трлн. Но это ничто по сравнению с потерями, которые может понести вся мировая экономика.
Собственно, мир уже платит за затянувшийся на годы ипотечный «банкет». В Америке с начала года работу потеряли уже более 600 тыс. человек, и в том, что цифра продолжит расти, нет сомнений. Несколько стран Европы уже вступили в рецессию и еще многие находятся на ее грани. В Кремле пока не верят в то, что для России цена окажется катастрофически большой. По мнению помощника президента Аркадия Дворковича, в этом году кризис может обойтись ВВП не более чем в 1 процентный пункт роста. Худший сценарий – замедление его динамики до 5% – реализуется, если серьезно пострадает Китай, а вместе с ним и спрос на энергоносители.
Зато в числе людей, по которым кризис ударит сильнее всего, вряд ли окажется элита Уолл-стрит. Взять, к примеру, Ричарда Фулда, управляющего директора обанкротившегося в середине сентября Lehman Brothers. В 2004–2007-м только фиксированная часть его вознаграждения составляла $750 тыс. ежегодно. Cумма бонусов, выплаченных ему за период с 2004 по 2006-й, превысила $30 млн. Его коллега из Merrill Lynch, Стэнли О’Нил, в тот же период получал $700 тыс. оклада в год плюс бонусы на общую сумму $32,5 млн. И уж конечно, в обоих случаях не обошлось без хорошего довеска в виде акций и опционов. Результаты высоко оплаченной работы этих господ и еще многих их коллег теперь не вызывают сомнений.
Особая ответственность за произошедшее лежит на регуляторах – ФРС, Комиссии США по ценным бумагам и биржам, а также американском Минфине. При их попустительстве финансовые компании выдавали кредиты всем подряд, а затем, наскоро переупаковав их, сбывали инвесторам. Так, ФРС разработала рекомендации по выдаче высокорискованной ипотеки только год назад, когда кризис уже бушевал вовсю. Обычно по завершении карьеры «финансовые» чиновники высшего ранга уходят в консалтинг и пишут мемуары. Действительно, будет о чем вспомнить.